Андрей Кузнецов для РИА Новости.
Свершилось то, что рано или поздно должно было произойти: лобовое столкновение позиций России и Японии на высшем уровне по так называемому «территориальному вопросу». В кулуарах саммита «большой восьмерки» в итальянской Аквиле прошла встреча президента РФ Дмитрия Медведева и премьера Японии Таро Асо, в ходе которой стороны без обиняков высказали свое мнение по проблеме, с начала 1950-х годов омрачающей двусторонние отношения. Причем, если высказывания российского лидера были достаточно дипломатичны, то японский руководитель предстал не по-восточному резким и категоричным.
Подготовка к саммиту не предвещала ничего особо тревожного. Еще в начале нынешнего года высокопоставленные чиновники из МИД Японии в приватных беседах сообщали, что Асо не собирается предлагать ничего нового по «территориальной проблеме» и, соответственно, не ждет ничего «прорывного» от президента Медведева. Но где-то за месяц до встречи лидеров двух стран ситуация обострилась. Сначала нижняя палата японского парламента приняла, а 2 июля верхняя палата одобрила поправки к закону от 1982 года "Об особых мерах для форсирования решения проблемы Северных территорий", в которых односторонне зафиксировано положение о принадлежности четырех островов Южно-курильской гряды Японии.
В поправках говорится о "необходимости прилагать максимальные усилия для реализации скорейшего возвращения исконно японских территорий", а также расширять безвизовый обмен между жителями этих территорий и японскими гражданами.
«Северными территориями» в Японии называют четыре острова Южных Курил – Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи, «возвращение» которых ставится условием подписания мирного договора между двумя странами.
Этот шаг японского парламента (который, заметим, прошел в самой Японии совершенно не акцентированным, не комментировавшимся и практически не освещавшимся в СМИ) вызвал негативную реакцию в российских политических кругах. Дума, а за ней Совет Федерации приняли резкие заявления, среди которых грозным предупреждением прозвучало предложение задним числом ратифицировать Сан-францисский мирный договор, по которому Япония отказывалась от всяческих прав на Курильские острова и Южный Сахалин. Буря возмущения поднялась и на Южных Курилах: администрации Курильского и Южно-Курильского районов заявили о прекращении безвизовых обменов с Японией.
Несмотря на то, что 8 июля группа японских представителей все же смогла высадиться на Итурупе, там им объявили, что визитов более не будет, «покуда японское правительство не аннулирует этот односторонний документ».
Вчера в ходе двусторонней встречи президент Медведев отметил, что обсуждение такой сложной темы, как заключение мирного договора и территориальная проблематика, должны проходить в соответствующей атмосфере. По оценкам же российской стороны, «эта атмосфера не сильно улучшилась, наоборот, ряд шагов привел к всплеску эмоций».
Как сообщил, комментируя результаты встречи, помощник главы российского государства по международным вопросам Сергей Приходько, «президент РФ и премьер-министр Японии условились дать указания продолжить консультации по актуальным двусторонним вопросам, включая проблематику мирного договора, территориальный вопрос».
Он вновь повторил коронную фразу, изобретенную еще пред-пред-предыдущим премьером Японии Дзюнъитиро Коидзуми о необходимости взаимоприемлемости решения вопроса для народов обеих стран. В связи с этим, сделал вывод Приходько, «какие-либо возможные конкретные временные рамки работы вряд ли уместны. Главное - должная атмосфера, которая не отягощала бы консультации по этим вопросам».
В ходе разговора со своим японским визави президент Медведев напомнил, что российский парламент очень болезненно отреагировал на решение японских коллег, а Совет Федерации рекомендовал ему реагировать более жестко, и настаивает на дезавуировании решения парламента Японии. "Это не означает, что контакты прерываются, но каждая страна обязана предпринимать шаги к сближению", - добавил он.
Медведев также обратил внимание Таро Асо на то, что при необходимости решения сложных вопросов руководство России в тесном контакте работает с различными политическими силами, обсуждая эти вопросы, в том числе с парламентом.
Видя, что российская сторона в очередной раз уходит в дипломатическую оборону, не желая, естественно, ни продвигаться к «решению» вопроса по японскому варианту (то есть озвучивать какой-либо план по «возвращению» островов), ни излишне раздражать партнеров неуступчивостью, Таро Асо пошел в атаку. «Япония не может быть удовлетворена таким положением дел, - сказал он. – Если со стороны России не будет конкретных шагов на пути к заключению мирного договора (прим. авт. – то есть уступок по территориальной проблеме), мы не сможем формировать партнерские отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Когда президент РФ отметил, что зачастую представители бизнеса России и Японии находят друг с другом больше понимания, чем политики, премьер Асо произнес ключевую фразу, бросив на стол заранее припасенную козырную карту: «В отсутствие политических подвижек японские деловые круги могут в нерешительности заколебаться, когда речь зайдет о (совместном) освоении востока российской Сибири».
Сигнал ясен и понятен: не будет продвижения в плане возвращения четырех островов – не будет экономического сотрудничества на Дальнем Востоке. Угроза нешуточная, учитывая те впечатляющие результаты, которых смог добиться премьер Владимир Путин в ходе своего недавнего «экономического» визита в Японию. Японский лидер грозит ни много ни мало разрывом или приостановкой реализации многомиллиардных контрактов, что нанесло бы серьезный удар по планам развития региона.
Но так ли все страшно? Прежде всего, анализируя причины таких резких высказываний, следует учитывать ситуацию, в которой находится премьер Асо. Срок его нахождения в должности явно близится к концу, принимая во внимание скорые выборы в нижнюю палату парламента. Проблема здесь в том, что на них правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) вполне вероятно может потерпеть поражение, а это приведет к завершению политической карьеры очень многих ее «долгожителей», успевших устроить туда своих близких родственников.
Асо вынужденно играет ва-банк как на внутренней, так и на внешней арене, изо всех сил стремясь поднять рейтинг ЛДП, в том числе - и демонстрируя непримиримую позицию в отношении территориальной проблемы с Россией. Однако, будут ли японские деловые круги послушно следовать заданной линии поведения? Решатся ли они заморозить сделки, потенциально очень и очень выгодные, да еще в период экономического кризиса?
Следует, помимо всего прочего, не забывать, что противницей ЛДП на выборах является главная оппозиционная Демократическая партия, возглавляемая Юкио Хатоямой, который является председателем общества «Россия-Япония» и имеет долгую историю отношений с ведущими российскими политиками. В случае победы его партии на выборах именно он станет новым японским премьером, и, хотя и тогда не следует ожидать резких изменений в отношении Японии в территориальной проблеме, позиция нового лидера вряд ли будет столь же категоричной.
По крайней мере маловероятно, чтобы он, подобно Таро Асо в разговоре с президентом Медведевым, заявлял: «С точки зрения международного права, не существует оснований для (нынешней) ситуации, когда Россия оккупирует Северные территории».
Япония упорно ссылается на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года, по которому граница была определена между островами Уруп и Итуруп, и спорные ныне острова были тем самым признаны японскими. Москвы же настаивает на том, что южные Курильские острова вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия, по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит.
Если дед нынешнего кандидата на премьерский пост Итиро Хатояма лично приезжал в Москву в 1956 году для того, чтобы продолжить переговоры о подписании Декларации между СССР и Японией, то, можно надеяться, что и его внук приложит все усилия для нормализации и развития двусторонних отношений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции