МОСКВА, 9 июл - РИА Новости. Ленинградский вокзал Москвы на несколько часов в четверг стал Николаевским. За день ОАО "Российские железные дороги" дважды переименовало вокзал - сначала вернуло ему историческое название "Николаевский", а затем заявило, что название пока останется прежним. Вызвавшее большой общественный резонанс сообщение пресс-служба госмонополии назвала "технической накладкой".
Вся история продолжалась менее четырех часов.
Историзм и преемственность
В четверг во второй половине дня пресс-служба РЖД сообщила, что глава компании Владимир Якунин подписал приказ о переименовании Ленинградского вокзала в Николаевский. "Возвращение исконного названия связано со значительным вкладом российского императора Николая I в возникновение российских железных дорог и инициированием им строительства этого вокзала", - заявила пресс-служба.
Она пообещала привести интерьер и экстерьер зданий вокзала "в соответствие с историческим обликом", а на конструктивных элементах и фасадах установить государственный герб и флаг РФ.
Сам Якунин в эфире радиостанции "Эхо Москвы" объяснил это решение политикой госмонополии - "историзм и преемственность" и пообещал продолжать возвращение вокзалам исторических названий.
"Никакой вакханалии", - сказал глава компании и сообщил, что уже получил по sms несколько откликов людей, "которые нас благодарят за это решение и поздравляют".
Русская православная церковь и общественный фонд "Возвращение", по просьбе которых и возвращали вокзалу дореволюционное название, успели поприветствовать решение руководства РЖД.
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин назвал его "глубоко справедливым". А председатель "Возвращения" Юрий Бондаренко сказал, что это "восстановление одной из оборванных ниточек, связывающих нас с дореволюционной Россией".
Коммунисты же расценили приказ о переименовании Ленинградского вокзала как "чрезвычайное происшествие" и "идеологическую провокацию", направленную на "разжигание политической конфронтации".
"Нечего городить на пустом месте монархические традиции Российской империи. Это неуместно, дубовато и пошло", - заявил первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. Мельников убежден, что "в народе это название вообще не будет воспринято". По его словам, название "Ленинградский вокзал" всех устраивало, а "Николаевский" "в народе вообще не будет воспринято".
Он пообещал, что КПРФ "с сегодняшнего же дня" начнет борьбу за то, чтобы приказ Якунина был отменен.
Длительная борьба не потребовалась - в 19.15 пресс-служба РЖД сообщила, что окончательного решения по вопросу изменения названия Ленинградского вокзала не принято, хотя вопрос действительно обсуждается.
"Пресс-служба ОАО "РЖД" приносит свои извинения за информацию, распространенную ранее, и просит средства массовой информации с пониманием отнестись к этой технической накладке, и, по возможности, предотвратить дальнейшее распространение неверной информации по данному вопросу", - говорилось в пресс-релизе.
Ответная реакция
Никакой "технической накладки" не было - руководство РЖД "отступило под натиском коммунистов", убежден Бондаренко из фонда "Возвращение".
"В действительности РЖД решение о возвращении названия принимала", - заявил Бондаренко, по мнению которого власти страны "больше прислушиваются к коммунистам, чем к элементарному здравому смыслу и исторической справедливости".
"До тех пор, пока не изменится данная ситуация, страна будет находиться в идеологической "раскорячке", о которой так образно заявил премьер-министр", - уверен общественный лидер.
Он пообещал продолжить борьбу за переименование Ленинградского вокзала в Николаевский, а власти страны призвал "проявить политическую волю".
История вокзала
Ленинградский вокзал - самый старый вокзал Москвы, он был построен в 1844-1851 годы на Каланчёвской (ныне Комсомольская) площади по проекту архитектора Константина Тона и с 1856 назывался Николаевским. В феврале 1923 года приказом народного комиссара Феликса Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую. Имя "Октябрьский" получил и вокзал. А через год в связи с переименованием "северной столицы" вокзал стал называться Ленинградским.
Вокзал был назвал в честь Николая Первого его сыном Александром Вторым после его прихода к власти, и не случайно. Именно Николай Первый стоял у истоков создания железных дорог в России.
В феврале 1842 года император Николай Первый подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Подготовить проект пассажирских зданий в обеих столицах было поручено архитектору Тону, который спроектировал Екатерининскую церковь в Петербурге, храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве.
Для строительства вокзала в Москве было выбрано место на пустыре у Каланчевского поля. В Санкт-Петербурге возвести вокзал было решено на Знаменской площади у Невского проспекта. Вокзалы в обеих столицах возводились по единому проекту.
Ленинградский вокзал несколько раз переоборудовали, а в 1977 году реконструировали и выстроили новые здания.