МОСКВА, 7 июл - РИА Новости. Как и ожидалось, главным итогом визита президента США Барака Обамы в Россию стало подписание между Москвой и Вашингтоном рамочного соглашения по сокращению наступательных вооружений (СНВ). Обе страны договорились почти вдвое сократить свои ядерные боезаряды. Темы сотрудничества во время всемирного экономического кризиса, афганская угроза и ядерная программа КНДР, которые также поднимались в ходе переговоров президента РФ Дмитрия Медведева с его американским коллегой, все же остались на вторых после СНВ ролях.
Сократить вдвое
Подписанное в Москве президентами РФ и США "Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений" обозначает потолки ограничений стратегических вооружений и должно стать основой для нового договора по СНВ.
В документе, подписанном в первый день московского саммита, Россия и США заявили о намерении сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов - до 1500-1675 единиц и их носителей - до 500-1100 единиц. Конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по предельным уровням в Договоре, будут согласованы в ходе дальнейших переговоров.
В согласованном на саммите документе говорится, что новый юридически обязывающий Договор об СНВ должен быть заключен в ближайшее время.
Срок действия нового Договора по СНВ будет определен в десять лет, если до истечения этого срока он не будет заменен последующим Договором об СНВ.
Предполагается, что новый Договор об СНВ не будет применяться к существующей практике сотрудничества в области стратегических наступательных вооружений между одной из сторон и третьим государством.
Действующий Договор о сокращении наступательных вооружений был подписан 31 июля 1991 года перед распадом СССР, а вступил в силу 4 декабря 1994 года сроком на 15 лет. Документ обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы с 10 тысяч боеголовок у каждой из сторон до шести тысяч, что и было в свое время сделано. В мае 2002 года был подписан Московский договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который рассчитан на 10 лет и предусматривает сокращение с каждой стороны числа боезарядов до 1700-2000.
Кто про что, а мы про ПРО
Одним из успехов российской дипломатии можно считать тот факт, что в рамочное соглашение по стратегическим наступательным вооружениям, которое будет основой для нового договора по СНВ, удалось включить пункт о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений.
В Москве постоянно увязывали проблематику сокращения боезарядов с размещением элементов ПРО США в Польше и Чехии.
Однако Обама поспешил снизить уровень "этих успехов", заявив, что не считает правильным увязку проблемы ПРО и СНВ. Как отметил американский лидер, противоракетная оборона не защитит Америку от мощного ракетного арсенала России, и поэтому не следует увязывать проблемы СНВ и ПРО.
"Нет, с нашей точки зрения, такого сценария, который позволит защититься от могучего российского арсенала, и мы не думали, что имело бы смысл увязывать дискуссии по ракетным системам, которые касаются совершенно другой угрозы", - сказал Обама.
Ранее Белый дом неоднократно заявлял, что в настоящее время ведет пересмотр программы по размещению элементов системы ПРО в Польше и Чехии, инициированной предыдущей администрацией. Однако, как подчеркивали представители американских властей, речь не идет об отмене планов в угоду России. Весь вопрос, по их словам, упирается в степень необходимости создания системы, ее эффективности и экономической доступности.
В то же время, американский лидер подчеркнул, что США готовы создавать с Россией систему противоракетной обороны (ПРО), защищающую обе страны от ракетных ударов третьих стран, и вновь связал планы размещения системы ПРО с иранской угрозой.
"Если исчезнут программы, связанные с ядерным оружием Ирана, то не станет причин для системы ПРО", - сказал американский президент.
В тот же день лидеры РФ и США приняли совместное заявление президентов России и США по вопросам противоракетной обороны, в котором, в частности, указывается, что эксперты двух стран совместно оценят ракетные угрозы и подготовят соответствующие рекомендации, а также активизируют диалог по созданию Центра обмена данными, который должен стать основой многостороннего режима уведомлений о ракетных пусках.
Однако по целому ряду позиций в области ПРО у РФ и США все еще остаются расхождения, констатировал на пресс-конференции по итогам переговоров президент РФ Дмитрий Медведев.
"Мы приняли совместное заявление по противоракетной обороне, и это тоже важный результат работы, даже при понимании того, что по целому ряду позиций у нас еще остаются расхождения. Тем не менее, нам удалось выйти на совместный документ, который был принят путем одобрения", - сказал президент Медведев, при этом, не уточнив, о каких именно расхождениях идет речь.
Загранице мы поможем
Еще одним итогом визита Обамы в Москву стало подписание на высшем уровне российско-американского соглашения о транзите военных грузов в Афганистан, в соответствии с которым Россия предоставляет свою территорию и воздушное пространство для перевоза грузов стран НАТО, коалиция которых борется в Афганистане с терроризмом.
Обама высоко оценил готовность России предоставить свою территорию для транзита грузов в Афганистан, и, по его словам, этот жест вносит большой вклад в развитие двустороннего сотрудничества. Американский президент отметил, что соглашение по военному транзиту позволит США "сэкономить ресурсы, деньги и время".
В США уже подсчитали, что подписанное соглашение о военном транзите в Афганистан поможет США снизить ежегодные расходы на 133 миллиона долларов, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на заявление представителя Белого дома.
По данным представителя администрации президента Обамы, экономия будет достигнута за счет сокращения транзитных сборов, расходов на топливо за счет сокращения времени в пути, а также других транспортных расходов.
Позже глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу "Вести" пояснил, что соглашение касается только воздушного транзита, в документе указано, что он может осуществляться и коммерческими рейсами, и рейсами военно-транспортной авиации США.
Он пояснил, что США в рамках военного транзита в Афганистан планируют осуществлять через РФ 4,5 тысячи рейсов в год, но Россия будет вправе посадить любой самолет для досмотра. А если, по его словам, американская сторона воспротивится, чтобы Россия проводила досмотр, то у России есть право отказать США в транзите самолетов.
Соглашение России и НАТО о невоенном транзите в Афганистан действует c 2008 года.
Военный транзит осуществляется на основе двусторонних договоренностей с правительствами стран альянса. Такие соглашения действуют с Германией, Францией, Испанией. В данный момент готовится соглашение с Италией.
Учения вместо соперничества
Благодаря визиту президента США в Москву российско-американское сотрудничество вышло на новый уровень - впервые военные двух стран проведут совместные учения, правда, пока не понятно, когда это произойдет.
Это предусмотрено рамочным документом по развитию сотрудничества между вооруженными силами двух стран и рабочим планом по военному сотрудничеству на 2009 год, которые были в понедельник подписаны по итогам переговоров президентов России и США в Кремле.
Начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров сообщил, что совместная программа обмена опытом предполагает как "учения, обмены серьезными военными делегациями, и изучение систем обучения, и так называемая логистика".
"В конце года будем расширять сотрудничество", - сказал Макаров. На вопрос, когда пройдут первые совместные учения, начальник Генштаба ответил, что не в этом году.
Вашингтон меняет тональность
Главной целью саммита в Москве многие эксперты называли начало "перезагрузки" отношений России и США.
Обе стороны понимают, что "обречены" на партнерство, поскольку в одиночку им не справиться с глобальными угрозами в мире, такими как терроризм, организованная преступность, глобальный экономический кризис. Именно эта мысль, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, стала главной из обсуждения российским и американским президентами состоянии дел в мире, и о той роли, которую российско-американские отношения могут сегодня сыграть.
"Думаю, что самым главным показателем того, что термин "перезагрузки" имеет под собой субстанцию, являются те заявления, которые сделал президент (Барак) Обама, находясь в Москве. Он об этом говорил в общих чертах, но в Москве он очень четко сказал, что его администрация переосмысливает ситуацию в мире, и те угрозы, которые необходимо парировать. Среди этих угроз главной является терроризм, распространение оружия массового поражения и всего, что с этим связано, и главный вывод, к которому он приходит, то, что эти угрозы США в одиночку парировать не смогут", - сказал Лавров.
Он добавил, что "нужна коалиция государств, единомышленников, и в этой коалиции Россия играет незаменимую роль".
Показательным в этом отношении стало и выступление американского президента перед выпускниками Российской экономической школы (РЭШ). Обама, в отличие от своего предшественника Джорджа Буша, воздержался от критики в адрес России.
Затрагивая целый ряд чувствительных для российско-американских отношений тем, президент США не стал заострять внимание на различии позиций Вашингтона и Москвы. Он предпочел сосредоточиться на обосновании американской позиции.
Так, говоря о демократии, свободе слова и правах человека, Обама обошелся без отсылок к ситуации в России, как это делал Джордж Буш. Он рассказал о преимуществах демократического строя.
"Если бы наша демократия не продвигала эти права, я, как человек африканского происхождения, не смог бы обращаться к вам, как гражданин Америки, а уж тем более - как президент", - сказал он, добавив, что во время основания Америки у афроамериканцев "не было никаких прав", а на нынешнем этапе развития его страна избрала афроамериканца президентом.
Основным лейтмотивом выступления американского лидера стала необходимость отказаться от стереотипов "холодной войны", которая уже закончилась, и призыв перестать рассматривать США и Россию как противников.
"В 20-м веке существовало мнение, что США и России суждено быть антагонистами и что сильная Россия должна самоутверждаться, сопротивляясь Америке. А в 19-м веке бытовало мнение, что нам суждено бороться за сферы влияния и что великие державы должны соперничать друг с другом, чтобы достичь баланса сил. Обе такие идеи не верны, в 2009 году великие державы не демонстрируют свою мощь, демонизируя противника", - сказал американский президент.
По его словам, в Америке хотят видеть Россию сильной, уверенной и процветающей.
"Такая позиция является следствием нашего уважения к русской истории, к российскому народу, которая выходит за пределы соперничества. Несмотря на наше соперничество, наши народы никогда не сражались друг против друга и были союзниками", - сказал Обама.