Рейтинг@Mail.ru
Льготные автокредиты: денег на всех может не хватить - РИА Новости, 07.07.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Льготные автокредиты: денег на всех может не хватить

Читать ria.ru в
Дзен
Опрошенные РИА Новости эксперты разошлись во мнении относительно эффективности новых мер по поддержке автокредитования - одни считают их хорошими, но недостаточными, другие запоздавшими, третьи полагают, что они по-прежнему неэффективны.

МОСКВА, 7 июл - РИА Новости. Опрошенные РИА Новости эксперты разошлись во мнении относительно эффективности новых мер по поддержке автокредитования - одни считают их хорошими, но недостаточными, другие запоздавшими, третьи полагают, что они по-прежнему неэффективны. "Добавить эффекта" властям поможет, в частности, увеличение общей суммы, выделяемой на субсидирование автокредитов, с 2 до 5 миллиардов рублей, в противном случае с повышением ценовой планки появляется риск "размазывания" денег между производителями, считают эксперты.

Премьер-министр Владимир Путин в понедельник заявил об увеличении максимальной стоимости автомобилей, которые могут приобретаться по субсидированной процентной ставке автокредитов, с 350 тысяч рублей до 600 тысяч рублей, при этом требования по первоначальному взносу снижены с 30 до 15%. Таким образом, под программу подпадают и коммерческие автомобили.

Хорошо, но поздно?

Мера, бесспорно, эффективная, говорит аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын, она стимулирует конечного потребителя. "К сожалению, до сих пор эффект был незначителен, это связано с тем, что кризис никуда не ушел, власти лишь сумели сбить волну проблем с ликвидностью, успокоить курсы доллара и евро и фондовый рынок. Но люди по-прежнему с опаской смотрят в будущее, предпочитая не брать кредитов без крайней нужды, и даже бизнесмены скорее купят нужную им "Газель" за наличные", - полагает эксперт.

Любые меры по поддержке автопрома сейчас эффективны, пока российский рынок - один из немногих, где продолжают преобладать негативные тенденции, отмечает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. "Большинство, в частности Китай, Германия, Франция, благодаря усилиям властей уже начали стабилизироваться", - сказал он.

По мнению эксперта, ограничивать ценовую планку автомобилей, подпадающих под господдержку, 350 тысячами рублей изначально было ошибочным - российские покупатели, несмотря на кризис, предпочитают более качественные авто, которые в программу не вошли.

"Эти меры, конечно, помогут в восстановлении российского рынка. Но особого всплеска потребления ожидать не стоит - помощь была бы намного эффективней, если бы была оказана, например, в конце прошлого года", - считает аналитик инвесткомпании "Велес Капитал" Марина Иркли.

По ее словам, сейчас повышение ценовой планки послужит дополнительным стимулом для продаж продукции "АвтоВАЗа", сборочных производств в Калуге (собирают Volkswagen Golf, Jetta, Tiguan и Passat, а также Skoda Fabia, Octavia и Octavia Tour), в Калининграде (в частности, KIA) и Всеволжске (Ford Focus и Mondeo).

Банкам не хватает денег

По мнению председателя совета директоров автодилера Genser Игоря Пономарева, эффективность данного нововведения сомнительна - стимулирование спроса должно быть универсальным, то есть распространяться на все автомобили данного ценового сегмента. "Банкам сегодня нужны не столько дотации, сколько деньги для выдачи кредитов, поэтому властям правильнее было бы просто выкупать у них автокредиты, таким образом финансируя их", - считает Пономарев.

По данным Минпромторга, с апреля 2009 года, когда была запущена программа, по 2 июля от физлиц в банки поступило почти 30 тысяч заявок на льготные автокредиты, из которых было удовлетворено лишь 16 с небольшим тысяч. Получается, что фактически отказывают каждому второму.

Пономарев считает, что банки ужесточают или упрощают условия кредитования физлиц в зависимости от наличия у них денег. До тех пор, пока критерии подхода к заемщикам не изменятся, увеличения сбыта ждать не стоит, несмотря на все правительственные меры, уверен он.

Сдержать падение или добиться роста

Эксперты высказали мнение и относительно необходимых дополнительных мер поддержки автопрома со стороны государства.

"На мой взгляд, необходимо увеличить общую сумму, выделяемую на ее финансирование - два миллиарда рублей мало, надо пять", - считает Козицын. По его мнению, можно было бы полностью субсидировать ставку рефинансирования - кредиты должны стоить, как до кризиса, тогда их будут брать. Очень важна популяризация инициатив правительства - о ней должны больше говорить по ТВ, делать рекламные растяжки, ставить билборды на автотрассах, отмечает эксперт.

По мнению Лямина, нынешней суммы финансирования хватит лишь на то, чтобы сдержать темпы падения, для роста рынка этого мало, более того, с увеличением ценовой планки повышается вероятность "размазывания" выделенных средств между производителями.

Минпромторг пока не опубликовал новый список, но уже очевидно, что он расширится, прежде всего, в него попадут иномарки среднего ценового сегмента, производимые в России, такие как Skoda Fabia и Ford Focus в большинстве комплектаций, Skoda Octavia, ранее выпавшая из списка Volkswagen Jetta и даже новый Golf. Велика вероятность включения в список и новинки от General Motors - Chevrolet Cruze, которую скоро начнут выпускать под Санкт-Петербургом.

Если власть хочет добиться роста рынка, выделение средств надо увеличить, полагает Лямин. По его словам, сегодня важна поддержка отрасли в целом - до сих пор не решен, к примеру, вопрос финансирования инвестпрограммы "АвтоВАЗа".

Взял кредит - то без очереди

Говоря о других мерах поддержки, Козицын предложил государству напрямую работать с дилерами, подключать префектуры и муниципальные власти. "Можно, скажем, на местном уровне ввести льготную парковку, обслуживание автомобилей либо предложить покупателям кредитных машин ТО без очереди, - говорит он. - Сделать все это при желании можно за несколько месяцев".

А вот выплата госкомпенсации за утилизацию автомобилей в России может и не прижиться, считает Козицын, хотя на Западе эта мера зарекомендовала себя хорошо. Там человеку проще сдать машину в утиль, получив за нее 2 тысячи евро, чем тратить время и силы на продажу, скажем, за 3 тысячи. Но у россиян менталитет другой - старые машины живут долго, многократно перепродаются, и просто так под пресс их никто не отдаст, рассуждает Козицын.

Продажи резко не вырастут

По оценке главы Минпромторга РФ Виктора Христенко, к концу 2009 года порядка 120 тысяч автомобилей самых разных модификаций смогут быть предметом льготного кредитования. Изначально министерство планировало продать таким образом около 150 тысяч автомобилей.

Увеличение порога приведет к росту продаж, но он все равно будет ниже изначально установленных цифр, считает Лямин.

Если все пойдет успешно, к осени объем продаваемых в кредит машин может увеличиться до 50 тысяч, хотя могли быть и все 100, полагает Козицын.

По прогнозам "Велес Капитал", в целом в этом году объем российского авторынка не превысит 1,4 миллиона автомобилей. В 2008 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи только иномарок составили более двух миллионов автомобилей. По данным Минпромторга, в январе-мае 2009 года производство легковых автомобилей в РФ сократилось на 61,5% по сравнению с январем-маем 2008 года и составило 230 тысяч штук.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала