Андрей Жуковский, независимый журналист (Вильнюс), специально для РИА Новости.
Вчера Литва отметила свое 1000-летие. Тысячу лет назад в европейских хрониках впервые было упомянуто имя языческого государства «Литва». Праздник, без сомнения, важный для страны, однако радует он немногих – дискуссии в обществе вызывает нерациональное расходование бюджетных средств, да и кризис заставляет призадуматься – что же достигнуто за столь долгий исторический период?
Кульминация празднеств приходится на 6 июля – день коронации первого и единственного литовского короля Миндовга, правившего Литвой в середине XIII века. В этот день 2009 года состоялось не только грандиозное завершение праздника традиционной литовской песни, но и открытие Великокняжеского дворца правителей, строительство которого по сохранившимся чертежам длилось несколько последних лет.
На открытие Дворца правителей съехались представители королевских домов Швеции, Дании и Норвегии. Страну также посетили президенты Украины, Финляндии, Латвии и Польши, эстонский премьер, декан кардинальской коллегии Ватикана, представители Германии, министры культуры России и Белоруссии.
Однако кризис внес свои коррективы и подпортил дух веселья. Многие известные своими либеральными взглядами литовские политики выразили протест по поводу сооружения дворца, не несущего в себе никакой исторической ценности. Профессор Вильнюсского университета Альфредас Бумблаускас саму идею реанимирования дворца правителей назвал «абсурдной». Европарламентарий Леонидас Донскис поддержал своего коллегу, заметив по поводу новодела, что «это не дворец, а склад строительного треста».
Не появилась на торжественном открытии дворца и избранная президент Литвы Даля Грибаускайте. Ее пресс-атташе Линас Балсис не смог объяснить такого решения первой женщины – лидера Литвы. «На этот вопрос может ответить лишь она сама», – сообщил Балсис.
Из множества вариантов Грибаускайте выбрала лишь участие в неформальных встречах с главами государств, прибывших в Литву, и побывала на званом обеде, который был дан от имени действующего президента Валдаса Адамкуса.
Поступок Грибаускайте можно понять, да и не согласиться с интеллектуальной элитой страны тоже трудно. В Литве, и в частности в Вильнюсе, много обьектов, которые были спланированы еще в период СССР и из-за недостаточного финансирования уже в годы независимости так и остались недостроенными. В то же время большие средства были брошены на бутафорский дворец правителей Литвы. К слову сказать, его хоть и достроили, но денег в кризисном бюджете на внутреннюю отделку и закупку дорогостоящих экспонатов не хватило.
Национальный стадион тысячелетия, на котором должен был состояться праздник песни, так и остался в мечтах. В советские годы строительство этого стадиона планировалось завершить в 1995 году. Позднее власти Литвы, уверовавшие в литовское «экономическое чудо», обещали стадион построить как раз к юбилею страны – 2009 году. Однако «чудо» не состоялось, а о стадионе напоминают лишь разбросанные бетонные блоки и несколько ржавеющих кранов.
От метро остались только станции, нынче приспособленные под парковки для автомобилей. Не выдержав конкуренции, рухнул национальный авиаперевозчик. Из-за выросших налогов резко поползли цены на товары первой необходимости, и люди, пользуясь преимуществами шенгенской зоны, потянулись за более дешевыми продуктами в соседнюю Польшу.
В результате недобор средств в бюджете исчисляется миллиардами литов. Власти пытаются стабилизировать ситуацию, однако, это у них не получается. Попытки уменьшить зарплаты полицейским, медикам и учителям вылилось в массовые акции протеста.
Чашей, переполнившей терпение граждан, стало согласие правительства Литвы организовать у себя встречу стран-членов ОБСЕ. Она обошлась литовским налогоплательщикам в 12 миллионов литов (около 3,5 миллиона евро), в то время когда катастрофически не хватает денег на своевременные выплаты пенсий и пособий.
Литовские историки, скрипя душой, признают, что первое упоминание Литвы в исторических хрониках не такое уж приятное. Кведлинбургские анналы, в которых и хранится запись о Литве, зафиксировали, что «Святого Брунона, называемого еще Бонифацием, архиепископа и монаха, язычники на границе Руси и Литвы убили ударом по голове вместе с 11 его приближенными». Никакой другой информации летописцы той эпохи для нас не оставили.
Сегодняшняя Литва уже, конечно, не та. Нет той неприязни к европейским ценностям, как тысячу лет назад. Хотя это вопрос спорный, особенно имея в виду недавно прошедшее выборы в Европарламент, когда к урнам пришло менее 20 процентов избирателей. Несмотря на то, что Литва теперь часть той вожделенной Европы, к которой она так стремилась в годы советской «оккупации».
Свое 1000-е Литва встречает не в лучшей форме. Да и финал приближается к своему логическому завершению – к концу года Литва обязалась перед ЕС закрыть атомную электростанцию, производящую львиную долю потребляемого в стране электричества. Похоже, тогда многие граждане смогут в полной мере ощутить, как же жилось их предкам тысячу лет назад.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции