Обозреватель РИА Новости Сергей Варшавчик.
Она не страдает манией величия. От этого ее еще в юности излечил отец, сказав: «Никогда не будь примадонной, они все дуры». Великая оперная певица Елена Образцова, которой 7 июля исполняется 70-лет, справедливо считает, что чем талантливее музыкант, тем он проще в общении. Личность самой Образцовой – тому яркий пример. Она умеет четко отделить наносное, вторичное, от настоящего, истинного.
Многое объясняется тем, что она уроженка Ленинграда, города, который ныне именуется культурной столицей страны. Все мы родом из детства, а первые воспоминания Елены навсегда связаны с блокадным городом, в котором ее семья без отца, ушедшего в первый же день войны на фронт, оставалась в страшную зиму 1941/42. Голодали, бегая в бомбоубежище по лестнице, на которой лежали умершие люди. Картины войны врезались ей на всю жизнь: «на улице Маяковской был госпиталь. Напротив как раз родильного дома, где я родилась. Там была громадная больница. И там лежали такие трупы. Такие засохшие, замерзшие трупы такими штабелями, знаете, как укладывают дрова».
Весной 1942 года девочку с матерью и бабушкой эвакуировали по Ладожскому озеру, по начавшей таять Дороге Жизни. Шедшая впереди них машина внезапно ушла под лед вместе со всеми, кто в ней был. Елене и всем, кто стоя ехал в набитом людьми маленьком грузовичке – повезло.
Голодно, хотя и не так, как в Ленинграде, было и в эвакуации, которую семья провела до окончания войны в Вологодской области. Маленькая Лена поначалу горько плакала из-за того, что женщина, которая их приютила, угостила беженцев вареными очистками из-под картошки. «Думаю: ну как же так? Мы так голодали, а она нам картошки пожалела», - вспоминала певица.
Характер ковался именно тогда. Девочку привязывали к лошади и спускали обеих в силосную яму. Лошадь целый день ходила по кругу, утаптывая траву, девочка приглядывала за лошадью, а силос, который получался, давали на корм скоту. Так зарабатывались трудодни.
В Ленинград вернулись в 1945 году. Мать работала, отец вернулся только год спустя, Леночку отдали в детский сад. Именно музыкальная руководительница хора первой обратила внимание на голос девочки и сказала об этом маме, которая не придала значения этим словам – дочь пела лет с пяти. Поворотным моментом стали занятия в детском хоре Ленинградского дворца пионеров. Именно там Лена Образцова почувствовала себя певицей, впервые сольно выступив на отчетном концерте хора в зале Ленинградской капеллы весной 1954 года.
Дальше были вокальные курсы в музыкальной школе им. П.И.Чайковского в Таганроге и участие в спектаклях Драматического театра имени А.П. Чехова, где Лену услышала директор Ростовского музыкального училища Маньковская. По ее рекомендации в 1957 году Елена была принята в училище сразу на 2-й курс. А через год она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории, став одной из трех человек, которых отобрали из более чем ста абитуриентов. Родной для нее город стал той почвой, на которой ярко и пышно расцвел ее талант, сочетающий в себе голос редкой красоты тембра, яркую сценическую внешность и дар настоящей драматической актрисы.
В 1962 году она получила сразу две золотые медали – на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки и на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки в Москве. Ее заметили и пригласили в Большой театр. Дебют студентки консерватории состоялся 17 декабря 1963 года партией Марины Мнишек в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Закончив консерваторию экстерном и получив на выпускных экзаменах 5 с плюсом, она была зачислена в штат Большого театра, минуя стажерскую группу.
А затем Образцова заставила заговорить о себе ценителей музыки, исполнив за первый год работы в театре восемь партий. Знаменитый Сергей Лемешев писал: «когда Елена Образцова пришла в Большой театр, мы сразу поняли, что это большее, чем просто меццо-сопрано…Имя Елены Образцовой в очень короткий срок засияло яркой звездой на мировом оперном небосклоне».
Потом были триумфальные для нее гастроли Большого театра в Париже зимой 1969 года, золотые медали на международных конкурсах имени П.И. Чайковского в Москве и имени Ф. Виньяса в Барселоне, а в 1971 году в парижском зале «Плейель» состоялся ее первый сольный концерт, названный западной прессой «историческим».
Ее выступлениям рукоплескали в лучших музыкальных театрах мира, чествуя в ее лице одну из самых талантливых представительниц школы русского вокального искусства, которой подвластны различные музыкальные жанры. В репертуаре певицы 40 партий в операх русского и зарубежного классического репертуара, а также в операх композиторов XX века, незабываемо звучат в ее исполнении также русские песни и старинные романсы. Не чужда ей и оперетта, а в середине 2000-х Образцова почувствовала интерес к джазу, представив на суд публики свое исполнение классиков жанра.
Образцова вообще очень многогранный человек. Помимо исполнительской и преподавательской деятельности, она попробовала себя и в режиссуре, поставив в 1986 году в Большом театре оперу Массне «Вертер». Что, конечно, не случайно. Елена Васильевна как-то призналась, что из всех оперных героинь ей по духу ближе всего Шарлота в «Вертере» - очень лиричная и нежная.
Образцова очень мудрый человек, считающий, что надо уважительно относиться к своим коллегам, не строя из них конкурентов: «никто никогда не займет чужого места, все в жизни занимают только свое, поэтому не надо бояться соперничества. Наоборот, если ты на сцене с большими певцами, ты можешь у них очень многому научиться и еще лучше петь. Дух хорошего соперничества заставляет петь еще лучше».
Она продолжает активно ездить по всему миру и выступать на лучших оперных сценах. Просто потому, что движение для нее – это жизнь. И останавливаться она не собирается. «Сегодня я в России, завтра в Токио – я там преподаю, послезавтра в Испании – там живут мои дочь и внук. Щадить себя не получается – я очень жадная: мне нужна сцена» - Образцова действительно образец для подражания.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции