Курильский вопрос, вновь поднятый японской стороной, - это попытка правящей партии Японии отвлечь народ от внутренних проблем накануне парламентских выборов, считает профессор Восточного университета, эксперт в отношениях между Японией и Россией Анатолий Кошкин.
"В Японии внешняя политика в значительной степени зависит от внутренней. Сейчас Япония накануне критических для правящей партии выборов, и поэтому изыскиваются всевозможные пути, чтобы отвлечь население страны от внутренних проблем и использовать проблемы общенациональные, для того чтобы сплотить нацию", - сказал он на пресс-конференции в РИА Новости.
3 июля этого года японский парламент принял поправки к закону "Об особых мерах для форсирования решения проблемы Северных территорий". В документе зафиксировано положение о принадлежности четырех островов Южнокурильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи) Японии.
"Итоги Второй Мировой пока никто не отменял. С1945 года этот вопрос перед японским правительством и народом не стоял, это считалось закономерным итогом Второй Мировой войны, и эти территории были определены как выведенные из состава Японии", - считает эксперт.
Еще одной важной причиной возобновления территориального спора Кошкин назвал изменение дипломатической тактики России.
"Мы сами дали слабину, мы посчитали, что отказ от прямых резких высказываний на востоке воспримут с пониманием, а там это было воспринято как слабость наша. А принцип такой: слабые, - значит, надо додавить. Вот они и попытались додавить", - считает он.
Принятый 3 июля этого года японским парламентом документ ставит в зависимость от решения территориального спора подписание мирного договора между двумя странами, который так и не был подписан после окончания Второй мировой войны.
Япония претендует на четыре принадлежащих РФ острова Южных Курил, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года, по которому граница была определена между островами Уруп и Итуруп, и спорные ныне острова были тем самым признаны японскими.