Сергей Мокшанцев – первый российский гонщик, выступающий в заездах серии «Индикар», американской альтернативы "Формулы-1". Пока он ездит в классе "Инди-лайт" - облегченном варианте, где мощность мотров несколько ниже, чем в классической "Инди". В США Мокшанцев выступает лишь первый сезон, но уже завоевал популярность у болельщиков и в перспективе рассчитывает на призовые места. После завершения заездов минувших выходных на трассе Уоткинс-Гленн в штате Нью-Йорке, где он занял 17-е место, Мокшанцев дал интервью руководителю бюро РИА Новости в Нью-Йорке Дмитрию Горностаеву.
- Сергей, Вы первый и единственный российский представитель в классе "Индикар". До этого выступали в России, в Италии, пробовали себя в гонках "Формулы". Почему все-таки решили переключиться на Америку?
- Карьера гонщика подразумевает две ветви. Первая – европейская, которая ведет к "Формуле-1". Вторая, альтернативная, - американская. Из всех российских пилотов, кто пробовал себя в Европе, все, конечно, были сконцентрированы на "Формуле-1", и я в том числе.
Но меня всегда прельщали гонку по овалу – то, чего нет в Европе. Решил рискнуть, попробовать, что это такое. И показал неплохое время на первых тестах. Так и катаюсь здесь.
- Вы говорите, что решили рискнуть. Значит, Вы считаете, что "Индикар" - это больший риск, чем "Формула-1"?
- Безусловно, "Индикар" – больший риск, чем "Формула-1". Это другие скорости и другая борьба. Это борьба машин на скорости 350-360 км/ч – то, чего нет в "Формуле-1".
- А что еще отличает гонки в классе "Индикар"?
- Конечно, замечательная организация. Гонки организованы на самом высоком уровне в плане менеджмента, технического обеспечения, безопасности. Если сравнивать с Европой, то это уровень "Формулы-1", а в некоторых аспектах "Индикар" ее даже превосходит. Все пилоты – достаточно подготовленные, быстрые ребята, с которыми приятно бороться.
Я ездил до этого в разных странах: в Финляндии, в Италии – и могу сказать, что разница с американскими гонками ощущается. Здесь уровень профессионализма гонщиков гораздо выше.
Кроме того, здесь трассы чередуются: половина овальных гонок, половина обычных, так называемых род-корс (road-course), то есть трассах, похожих по конфигурации на европейские. Поэтому те, кто ездит в Америке, становится универсальным пилотом: мы можем ездить и на овале, и на обычных треках. Это как раз то, чего лишены европейские пилоты.
- Какую роль здесь играет команда? Как вы взаимодействуете с ней?
- Я полностью от нее зависим с технической точки зрения. Я выступаю за канадскую команду, которая участвует в американском чемпионате.
Как и любые гонки, это симбиоз: я должен быть быстрым, но тем более быстрой должна быть моя машина. Должно быть интуитивное взаимопонимание с механиками, с инженерами. Очень многое зависит от того, насколько хорошо мне настроят машину. Дело даже не только в том, чтобы она быстро доехала до финиша – очень важно, насколько быстрой она будет сама по себе, как быстро она будет овечать на мои команды.
Поэтому приходится очень плотно рабоать с командой. Конечно, присутствует элемент притирки. Мы потратили три-четыре гонки, просто чтобы начать нормально понимать друг друга.
- Стиль работы в команде заметно отличается от европейского?
- Да, это другой стиль работы, он несколько отличается от европейского. Конечно, еще важно то, что немного выходит за рамки спорта: личностные взаимоотношения, нормальный контакт с инженером. Работа инженера – это же настоящее творчество. Ведь можно какой-то узел орегулировать в одну сторону – и машина поедет быстрее, можно в другую – и она поедет медленнее. Это очень тонкий момент для инженера – понимать, когда и в каую сторону надо крутить. Безусловно, в этом смысле здесь присутсвует элемент творчества. Инженеры на "Индикар" – это творческие люди.
А моя задача в нашей связке - их в этом творчестве правильно ориентировать. И как в общении с любыми творческими людьми невозможно прийти и стукнуть кулаком по столу, сказать просто: сделайте мою машину быстрее. Здесь много тоникх моментов, необходимо уловить их понимание.
- Кто сейчас играет ведущие роли в гонках "Индикар"?
- Я езжу пока в категории "Инди-лайт". В "Инди-лайт" мощность машин 450 лошадиных сил, в отличие от 850 в класссической "Инди". Но машины те же самые. Если говорить об "Инди", то там довлеет Хелио Коштраневес, бразильский гонщик. В "Инди-лайт" – Хильдебрандт. Тоже не американец.
Как ни странно, несмотря на то, что это американский чемпионат – я здесь вижу не так уж и много американцев. В основном, это "сборная солянка" – люди из Европы и Латинской Америки. И вот я - первый из России.
- Вы уже успели ощутить внимание американской публики? Есть ли уже свои болельщики?
- Да. Я на самом деле был приятно и очень сильно удивлен. Мы проехали одну-две гонки, при этом в принципе не предпринимали никаких шагов с точки зрения пиара - получая только тот пиар, который предоставлет организатор серии. И когда на третьей гонке ко мне стали подоходить люди, узнавать меня, называть по имени, просить автограф – я был немножко удвилен. Здесь очень много простых болельщиков, которые следят персонально за гонщиками.
И это еще одно коренное отличие от Европы, где гонки смотрят, главным образом, профессионалы, которые досконально разбираются в "Формуле-1" с технической точки зрения. В Америке же гонки смотрят обычные люди, которые зачастую не понимают технических подробностей. Но при этом им приятно прийти, сесть на трибуну, купить чизбургер и кока-колу и смотреть на гонки. Именно поэтому здесь такая массовость.
- Встречали ли Вы уже болельщиков из России или тех, кто говорит по-русски?
- Да, встречал, конечно. Над моими боксами висит российский флаг - и русские, живущие здесь, как правило, заходят, здороваются, желают удачи. Фактически на каждой гонке такие болельщики подходят.
- Рассчитываете ли Вы на призовые места? И когда их можно ожидать?
- Мне, конечно, достаточно трудно здесь начинать - ведь я здесь первый русский гонщик и раньше никогда не ездил по овалу. Пока у меня в процессе гонок одновременно происходит и обучение. Наша задача к концу этого сезона вкатиться в темп лидеров, и возможно, уже опять-таки к концу сезона рассчитывать на призовые места.
- А планируете переходить с "Инди-лайт" на следующий уровень – классические гонки Индикар, пересесть на 850 лошадиных сил?
- Конечно, планирую. Но сначала нужно здесь, в "Инди-лайт" чего-то достичь. А потом, в перспективе, - перейти в основной класс "Инди".
- Желаем Вам успеха в заездах!