К 2010 году Россия должна окончательно войти в Болонский процесс. Однако многие россияне до сих пор не понимают, чем отличается двухуровневая система от пятилетнего срока обучения в вузах, где и кем смогут работать бакалавры, зачем нужны новые образовательные стандарты. Декан факультета экономики ГУ-ВШЭ Владимир Автономов постарался ответить на эти вопросы.
– Скажите, пожалуйста, в чем принципиальные отличия нового стандарта высшего образования в сфере экономики от старого?
– Главная особенность стандарта третьего поколения «Экономика» заключается в том, что он принимается в условиях нашего вхождения в Болонский процесс, принятия двухуровневой структуры образования с бакалавриатом и магистратурой. Предыдущий «стандарт второго поколения» был гораздо более специализирован: он предусматривал большое количество специальностей (например, экономистов в области речного транспорта или в области металлообработки), для каждой из которых формировался отдельный стандарт. Новый стандарт скорее общеэкономический, он создается для бакалавра экономики в целом. Он достаточно широкий и позволяет определить базу компетенций, которая дается выпускнику. Впоследствии она позволит ему достаточно свободно передвигаться по рынку труда и выбирать место работы в соответствии с меняющимися условиями. Сейчас ситуация в сфере трудоустройства не самая благоприятная: выпускникам, возможно, придется менять профиль деятельности, и широкое образование бакалавров должно этому способствовать. Исходя из этого принципа, стандарт бакалавра экономики содержит достаточно большое количество общих дисциплин. Четыре дисциплины формируют «ядро»: макроэкономика, микроэкономика, эконометрика и статистика. В каждом университете все эти дисциплины должны быть представлены в достаточном объеме.
Что касается стандарта для магистратуры, то разработчики здесь выделили следующий принцип: от магистров требуется способность к более творческому, по сравнению с бакалаврами, подходу к принятию решений. Это не значит, что магистры будут заниматься академической работой. Они могут работать в бизнесе или на государственной службе, но предполагается, что от них потребуется больше самостоятельности. Еще одна важная вещь в идеологии стандартов третьего поколения – это компетентностный подход. Если раньше в стандарте перечислялось, что выпускник должен знать: кривая спроса, предельная полезность и прочее, то сейчас предполагается, что выпускник должен уметь решать те или иные задачи, которые поставит перед ним практика. У работодателей всегда были нарекания, связанные с тем, что выпускники обладают знаниями, но не умеют их применять. В новом стандарте сделана попытка решить эту проблему.
– Новый стандарт по экономике не имеет конкурентов. Как так получилось?
– Этот стандарт был принят консорциумом, куда вошли все ведущие экономические вузы России, и конкурирующих стандартов не было предложено. Мне представляется очень важным, что у нас появилось общее представление о том, как должен выглядеть стандарт экономического образования. В значительной мере это было заслугой нашего ректора, выступившего с такой инициативой. В Высшей школе экономики собрались ректоры ведущих российских вузов – МГУ, Финансовой академии, Академии народного хозяйства, Плехановской академии, Новосибирского государственного университета, Уральского государственного университета и ряда других, и было принято политическое решение о том, что стандарт делаем вместе. После этого была создана рабочая группа, куда вошли проректоры по экономике и деканы экономических факультетов. Сейчас стандарт проходит стадию общественного обсуждения, после которого нам будет предложено внести дополнительные коррективы.
– А какие проблемы в связи с возможным введением нового стандарта в вузах вы видите?
– Проблемы скорее не в самом стандарте, а в переходе на двухуровневую систему. К сожалению, многие вузы не понимают, что это такое. Они полагают, что если отнять от пятилетки один год, то это будет бакалавр, а если добавить к пяти годам что-то еще, то будет магистр. Мы вместе с представителем МГУ в прошлом году были на конференции в Петербурге, и там нам пришлось достаточно много объяснять, чем новая двухуровневая система отличается от пятилетней системы.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости