Рейтинг@Mail.ru
Визит Обамы обречен на успех, но "ремонт" отношений может затянуться - РИА Новости, 03.07.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Визит Обамы обречен на успех, но "ремонт" отношений может затянуться

Читать ria.ru в
Дзен
Визит президента США Барака Обамы обречен на успех, иначе зачем бы ехать в Москву, где он планирует быть с 6 по 8 июля. К такому прогнозу склоняется большинство российских и американских официальных лиц и экспертов.

Иван Захарченко, международный обозреватель

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Визит президента США Барака Обамы обречен... на успех, иначе зачем бы ехать в Москву, где он планирует быть с 6 по 8 июля. К такому прогнозу склоняется большинство российских и американских официальных лиц и экспертов, хотя мнения порой почти противоположны, когда речь идет о том, что именно успех предстоящей встречи даст для отношений России и Соединенных Штатов в будущем.

Главной целью московского саммита станет начало "перезагрузки" отношений двух стран, согласно терминологии вице-президента США Джо Байдена. Но речь идет о гораздо более широком понятии, для которого сейчас тщательно подыскивается русский аналог, что-то вроде "перенастройки", хотя, возможно, больше бы подошло слово "ремонт".

Ожидания результатов саммита, прежде всего, связывают с будущим договором о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), поскольку действие нынешнего истекает 5 декабря, и без его замены прекратит существование весь механизм контроля в этой сфере. Поэтому и была поставлена цель - к декабрю подготовить новый договор, и уже на нынешней встрече президента России Дмитрия Медведева и Барака Обамы в Москве можно ожидать принятия промежуточного или рамочного документа, который ляжет в основу СНВ-2 или СНВ+, как его еще называют.

Предполагается, что тема разоружения станет центральной во время визита Обамы в Москву, и именно по ней возможно достижение конкретных договоренностей, которые позволят "пришпорить" развитие отношений России и США и в других сферах. Остальные вопросы потребуют длительных консультаций и будут включать в себя, в частности, место и роль двух стран на постсоветском пространстве, расширение НАТО и размещение системы ПВО в Европе, пути решения острых международных проблем в Афганистане, Иране и Северной Корее, проблем торгово-экономических отношений.

У властей России и США, судя по всему, появилась воля двигаться навстречу друг другу, а не искать новых противоречий и усугублять старые. Но есть проблема: допустим, а скорее всего так и произойдет, Медведев и Обама договорятся и подпишут соглашения и по стратегической безопасности, и по сотрудничеству в самых разных сферах, но где гарантии того, что после Обамы не появится новый президент, который может сказать, что прежний курс был ошибкой, Вашингтон не верит Москве и отказывается от прежних обязательств?

Этот вопрос мы задали дипломатам, парламентариям и экспертам, но не получили однозначного ответа. Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков сказал РИА Новости, что при нынешней демократической администрации, будь-то четыре года, или восемь, в зависимости от результатов следующих выборов в США, в принципе есть вполне достаточный строк, чтобы избежать поворотов вспять.

Каким образом, видимо, - пока никто не задумывался, поскольку есть краткосрочные политические цели, и они, как правило, доминируют. Но законодатели проблем не видят. Говард Берман, возглавлявший на днях делегацию американских конгрессменов на встрече с депутатами Госдумы, сказал, что лучшая гарантия от возврата к прошлому это - "общественное доверие" и двухпартийное согласие, а глава международного комитета Госдумы Константин Косачев напомнил, что существуют законодательные механизмы, которые обеспечивают выполнение международных соглашений.

На самом деле, как показывает практика, существуют и такие механизмы, которые дают возможность изменить тот или иной курс. А как отмечают российские эксперты, на самом деле в настоящее время ничто не может гарантировать выполнение договоренностей США и России в будущем.

"Сейчас договоренности ничего не стоят", - признал председатель президиума российского Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Сергей Караганов на полях состоявшихся на днях в Москве под эгидой РИА Новости и СВОП дискуссий в рамках экспертного клуба "Валдай".

Скептицизм выразил и заместитель директора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк, сказавший, что пока он не видит ничего, что могло бы привести к изменениям российско-американских отношений. По его словам, неясно пока, насколько должны быть улучшены эти отношения, неясно, на что конкретно мы должны надеяться.

"Россия боится, что если она пойдет на согласование своей политики с американцами, она зафиксирует свою слабость. Американцы боятся, что Россия еще больше ослабнет, и не нужно принимать на себя лишние обязательства", - сказал Кременюк. По его словам, пока Россия и США "движутся в представлениях друг о друге в разных направлениях". Ведь Америка до сих пор воспринимает Россию как "побежденную" страну в холодной войне из-за развала СССР.

Никаких гарантий на будущее не видят и некоторые американские эксперты.

"Никто не может гарантировать, что политика не изменится при новом американском президенте, как никто не может гарантировать, что не изменится политика при смене российского президента", - сказал РИА Новости профессиональный дипломат Стивен Пайфер, ныне приглашенный научный сотрудник по внешнеполитическим исследованиям Центра США и Европа Института Брукингса.

По его словам, Обаме и президенту России Дмитрию Медведеву следует определить круг общих интересов двух стран и решать те проблемы, в которых они вместе заинтересованы. Он согласен с тем, что нужен постоянный механизм консультаций в промежутках между саммитами двух стран, например, как формат Гор - Черномырдин при экс-президенте США Билле Клинтоне. Необходим, по мнению эксперта, также список задач, который должен сверяться двумя странами для того, чтобы контролировать их выполнение.

Однако Джеймс Коллинз - директор программ по России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир, который вместе с Пайфером принимал участие в дискуссиях "Валдая", - убежден в том, что не стоит особо опасаться, что в случае смены администрации изменится политика.

"Если она будет успешной, вряд ли от нее откажутся", - считает эксперт.

Надежды, в больше степени присущие американцам, не разделяют российское экспертное сообщество, поскольку слишком далеко зашло недоверие к США со стороны россиян. По словам директора Московского филиала Фонда Макартуров, доктора политических наук Игоря Зевелева, на международной арене долгосрочные стратегические интересы Соединенных Штатов и России не очень совместимы, а следовательно и не совпадает риторика. Иными словами, Москва и Вашингтон говорят друг с другом об одном и том же, но на разных языках.

Договор о стратегических наступательных вооружениях

Нынешний Договор о сокращении наступательных вооружений был подписан 31 июля 1991 года перед распадом бывшего СССР, а вступил в силу 4 декабря 1994 года сроком на 15 лет. Документ обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы с 10 тысяч боеголовок у каждой из сторон до шести тысяч, что и было в свое время сделано. В мае 2002 года был подписан Московский договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который рассчитан на 10 лет и предусматривает сокращение с каждой стороны числа боезарядов до 1700-2000.

Новый договор по СНВ должен будет составляться на основе как раз московского договора по СНП и, вероятно, дополняться мерами контроля и проверок. Предполагается, что новый договор должен определить уровень сокращения боеголовок ниже, чем 1700. То есть где-то 1500-1600 единиц, причем российская сторона может пойти и на сокращение до 1000 боеголовок.

Вопрос только в сроках. По мнению российского эксперта по разоружению Алексея Арбатова, новый договор по СНВ будет рассчитан не на столь длительное время, как предыдущий, поскольку столь незначительные сокращения на целых 10 лет, не в духе президента Обамы, а о больших сокращениях пока не готова говорить Россия.

"Развязка может состоять в том, чтобы подписать договор на более короткий срок до 2013 года, что совпадет с окончанием действия московского договора о СНП. Еще один вариант - до 2015 года, когда мы спокойно сможем сократить наши старые системы - устаревшие тяжелые ракеты, СС-19, ракеты подводных лодок. К этому времени мы обновим стратегические силы в рамках разоружения и соблюдения паритета с США", - считает Арбатов.

Иными словами, новый договор позволит России избавиться от хлама старых стратегических наступательных вооружений. Компромисс с США может быть найден в том, что Россия может даже четко не увязывать эти сокращения с размещением ПРО, так как американцы все равно с этим не согласятся.

Разногласия могут касаться того, какие боеголовки нужно сокращать - находящиеся на боевом дежурстве или хранящиеся на складах, сколько нужно сократить ракет, которые могут быть оснащены ядерными зарядами в качестве "средства их доставки". Именно Россия настаивает на том, чтобы под сокращение попадали не только боеголовки, но и стратегические носители вне зависимости от типа их боевого оснащения. Американская сторона до сих пор понимала под "стратегическими ядерными боезарядами" лишь оперативно развернутые ядерные боеприпасы.

Противоракетная оборона

Джордж Буш оставил после себя тяжелое наследие для Америки и России, в том числе форсировавшиеся в последнее время планы размещения в Чехии радара противоракетной обороны и 10 ракет-перехватчиков в Польше. Предлог - защита Европы от ракет Ирана и КНДР, что в России сочли лишь словесным "прикрытием" и восприняли эти планы как угрозу для ее собственной безопасности.

Барак Обама приостановил, но не отменил планы Буша относительно системы ПРО в Восточной Европе. Его администрация решила дать переоценку этим планам, а эксперты двух стран совместно рассмотрели угрозы, которые система ПРО призвана устранить. Вывод был однозначный - планы необоснованны, тем более, что от ракет Ирана и КНДР предлагаемая система все равно толком не защитит.

Более того, американская ПРО в Восточной Европе помешает России разоружаться и многие заговорили о том, что Москва может увязать заключение нового договора по СНВ с отменой планов противоракетной обороны Вашингтоном. Но до 2015 года, по оценкам экспертов, Соединенные Штаты вряд ли смогут развернуть радар в Чехии и ракеты-перехватчики в Польше не только из-за предстоящего пересмотра таких планов, но и в связи с финансовыми трудностями в США. Следовательно, на этот период Россия и США могут сократить СНВ до уровня, ниже 1700-2000 единиц боеголовок.

Заключив на сравнительно короткий срок соглашение о СНВ-2, таким образом Россия и США могут инициировать переговоры о дальнейших, уже более радикальных сокращениях ядерных потенциалов и решении проблемы ПРО в Европе.

Одним из путей такого решения называют совместное размещение и использование средств ПВО. Но если политическое решение на этот счет принять не так уж сложно, то с технической точки зрения военным осуществить его будет нелегко. Как считает президент фонда "Новая Евразия" Андрей Кортунов, все зависит от того, будет ли система управления ПРО многосторонней, а в настоящее время это невозможно. Это мнение разделяет и Игорь Зевелев, ссылаясь на неясность того, насколько Россия сможет контролировать управление системой ПРО, насколько российские офицеры получат доступ к техническим средствам США.

Постсоветское пространство

По мнению некоторых политологов, на самом деле самым важным в повестке дня российско-американских переговоров станут не вопросы об СНВ и ПРО, а распределение ролей на территории СНГ. А проблемы здесь весьма острые, прежде всего поддержка антироссийских настроений в некоторых бывших республиках СССР и, собственно, антироссийская позиция самих США во время вмешательства России в события на Кавказе в августе 2008 года.

Тогда Грузия решила силовым способом покончить с давним грузино-осетинским конфликтом и, обстреляв российских миротворцев, пыталась захватить Цхинвали. Россия вмешалась в конфликт, выбила грузинскую армию из Южной Осетии и признала независимость республики вместе с независимостью Абхазией. США выступили в защиту Грузии, заявили о неправомерности действий России, а альянс НАТО на довольно длительный срок прервал сотрудничество с Москвой.

Вовлечение Грузии и Украины в НАТО усиливает разжигание противостояния России с ее соседями по бывшему СССР, хотя вряд ли выстраивание военного партнерства с ними отвечает насущным национальным интересам Соединенных Штатов.

В докладе "Перенастройка, а не перезагрузка - интересы России в отношениях с США", который во главе с Карагановым был представлен группой российских экспертов в дискуссионном клубе "Валдай", предлагается договориться о правилах игры. В частности, от США требуется отказаться от поддержки антироссийских элит и режимов в странах СНГ и поощрения откровенной антироссийской политики, а также не мешать интеграционным процессам вокруг России.

Вместе с тем, именно постсоветское пространство открывает возможности для сотрудничества США и России в решении таких проблем, как борьба с терроризмом и оргпреступностью, наркоторговлей. А это зависит о того, как Москва и Вашингтон согласуют свою роль на постсоветском пространстве, не ущемляя интересов друг друга.

Недавнее решение руководства Киргизии закрыть американскую авиабазу в бишкекском аэропорту Манас поначалу вызвало разговоры о давлении со стороны Москвы на фоне предоставления Бишкеку российских кредитов. Но 22 июня между Киргизией и США было подписано соглашение о создании в Манасе вместо американской авиабазы Центра транзитных перевозок для обеспечения военной операции в Афганистане. И Россия позитивно отнеслась к этому - президент Медведев сказал, комментируя это событие, что оно "будет только на пользу общему делу, общей борьбы против терроризма".

Торгово-экономические отношения

В условиях нынешнего мирового финансового кризиса эта сфера имеет особое значение для России и США. Проблем тут масса, начать хотя бы с действующей до сих пор с 1974 года поправки Джексона-Вэника к закону о торговле, которая ограничивает для России режим наибольшего благоприятствования в сфере торговли с США.

Ее принятие было продиктовано политическими мотивами - отсутствием в бывшем СССР свободы выезда из страны. Советского Союза уже давно нет, проблемы иммиграции не существует, американские официальные лица многократно высказывались за отмену архаичной поправки к закону, но на деле так ничего и не происходит. В преддверии визита Обамы в Москву группа конгрессменов США пообещала думцам, что приложит все силы, чтобы наконец препятствия в законодательной области для взаимной торговли были сняты.

По данным МИД РФ, российско-американский товарооборот по итогам 2008 года вырос на 35%, достигнув 36,1 миллиарда долларов (в 2007 году - 26,7 миллиардов). При этом объем российского экспорта в США увеличился на 7,5 миллиарда долларов и составил 26,8 миллиарда (в 2007 году - 19,3 миллиарда), а импорта - на 1,9 миллиарда долларов до 9,3 миллиарда (в 2007 г. - 7,4 миллиарда). Российский экспорт сохраняет сырьевую направленность, в нем доминируют энергоресурсы, в первую очередь, нефть и нефтепродукты (63,4% поставок). В российском импорте преобладали наземные, водные и воздушные средства транспорта, их компоненты и оборудование, машины и продукты питания.

По итогам 2008 года США занимают восьмое место (8,8 миллиарда долларов) по объему накопленных иностранных инвестиций в России (или 3,3% от общего объема в 265 миллиарда), вслед за Кипром.

Американские прямые инвестиции в России вложены в основном в производственный сектор, где сосредоточено 75% от их объема. На непроизводственную сферу приходится 25% прямых инвестиций США, направляемых, в первую очередь, в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационно-консультационных услуг.

Около половины американских капиталовложений накоплены в топливно-энергетическом секторе России.

Американские бизнесмены жалуются на неравноправные условия бизнеса в России, по сравнению с российскими компаниями. Как отмечает президент Центра имени Ричарда Никсона Дмитрий Саймс, американцы часто просто не могут вести бизнес по российским порядкам и должны получить равные возможности в этом с россиянами. Почему это важно? Политолог поясняет, что чем больше будет американцев вовлечено в бизнес с Россией, тем больше будет тыловая поддержка российско-американских отношений со стороны бизнес-элиты в США, как, скажем, это происходит в случае с Китаем.

Сопоставление интересов и международные вопросы

Эксперты предлагают Москве и Вашингтону сопоставить свои интересы, вычленить из них те, которые важны для одной стороны, но менее значимы для другой. Практика показала, что жизненно важные интересы двух стран совпадают только местами. Эксперты в рамках клуба "Валдай" сопоставили интересы России и США, сделав вывод о том, что главные из них находятся не в сфере двусторонних отношений, а в отношениях с третьими странами. Для США это - проблемы Афганистана, Ирана, Ирака, КНДР и Ближнего Востока, а для России они связаны, прежде всего, с Украиной, а также касаются места и роли российского государства в Европе и системе европейской безопасности.

С учетом взаимных интересов, Россия и США необходимы друг другу и вот почему. По мнению экспертов, без взаимодействия двух главных ядерных держав невозможно приостановить или ограничить распространение ядерного оружия и, тем более, выработать новый многосторонний режим ядерного сдерживания. Без России США не решить проблемы безопасности и борьбы с терроризмом, урегулировать ситуацию в Афганистане, решить ядерные проблемы Ирана и КНДР.

Для России хорошие отношения с США важны с точки зрения комплексной модернизации российской экономики и общества, а плохие бы ослабили позиции Москвы в мировой политике и экономике. США, будучи мировым лидером в сфере высоких технологий и инноваций, могут стать одним из важных источников наиболее передовых технологий и качественных долгосрочных прямых инвестиций в российскую экономику. От их конструктивного взаимодействия зависит расширение доступа России на многие значимые для нее мировые рынки и повышение ее влияния в институтах мирового финансово-экономического управления.

Без тесного взаимодействия и сотрудничества невозможно окончательное преодоление наследия "холодной войны" в Европе и строительство системы европейской безопасности, за которую самым активным образом выступает Россия.

Без конструктивных отношений с Америкой Россия не сможет обеспечить создание вокруг своих границ пояса дружественных государств. Негативные отношения России и США будут и впредь провоцировать государства постсоветского пространства на политику балансирования между Россией и Западом, использования противоречий, что будет побуждать Америку еще более активно поддерживать в них антироссийские силы. По мнению экспертов, плохие отношения с США заметно ослабляют также позиции России в отношениях с Евросоюзом и Китаем.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала