Анатолий Горев, для РИА Новости
Национальная российская валюта, похоже, стабилизировалась: курс рубля по отношению к доллару на протяжении уже нескольких недель колеблется вокруг отметки в 31 пункт. И пока нет признаков того, что в ближайшее время рубль либо резко рванет вверх, либо так же резко ослабит позиции. Сказывается, конечно, сезонный фактор: традиционное летнее снижение деловой активности. Однако в этом году наблюдателей продолжает волновать вопрос, что кроется за нынешним затишьем на валютном рынке. Сменится ли оно ближе к концу лета или осенью скачком рубля или, напротив, его падением в результате второй волны девальвации?
Майский ренессанс и июньское затишье
Самым удачным месяцем для российской национальной валюты в этом году, безусловно, стал май. В последний торговый день этого месяца курс рубля впервые с середины января 2009 года поднялся выше отметки в 31 пункт. По итогам последнего месяца весны рубль укрепился к бивалютной корзине более чем на 3,5%. В результате ему удалось наполовину вернуть то, что он проиграл двум основным мировым валютам в период с 23 января по 13 марта. Тогда рубль упал в результате «мягкой девальвации», на которую власти России пошли, желая поддержать отечественных производителей и российские банки.
Причины майского ренессанса рубля были достаточно очевидными. Свое веское слово сказала нефть, которая в мае брала все новые и новые высоты, стремясь сначала к отметке в 55 долларов за баррель, а потом и к отметке в 60 долларов за баррель. По сравнению с пиковым значением 2008 года – 140 долларов за баррель – это были, конечно, не бог знает какие показатели. Однако они обеспечивали приток на валютный рынок нефтедолларов и, как результат, усиление давления на курс американской валюты по отношению к рублю.
В июне период резкого укрепления рубля прекратился, и доллар даже попытался немного отыграть утраченные позиции. Полностью сделать это ему не удалось: максимум, до которого он дорос в течение первого месяца лета, был равен 31,5 рублей за доллар. С этого уровня американская валюта опять начала движение вниз, и сейчас торгуется вблизи отметки в 31,2 рублей. При этом во многом такое развитие событий было обусловлено позицией Центрального банка: регулятору финансового рынка невыгодно слишком быстрое укрепление курса национальной валюты.
Доллар играет в пользу рубля
Впрочем, одной нефти для обеспечения майского ралли и нынешней стабилизации было бы недостаточно. И в мае, и в июне на ход торгов на валютном рынке бесперебойно оказывал влияние такой фактор, как неясность будущего доллара. Ожесточенные споры на эту тему продолжают до сих пор.
Оптимисты – например, лауреат Нобелевской премии Пол Кругман, считают, что неуместно даже вести разговоры о девальвации доллара или о том, что США, печатая необеспеченные «зеленые» дензнаки, раскрутят у себя инфляцию.
Пессимисты, в числе которых - Пол Самуэльсон (также нобелевский лауреат), считают, что долгосрочные перспективы американской валюты «просто ужасны». Азиатские «драконы», чьи многомиллиардные валютные резервы номинированы в основном в долларах, могут начать распродавать низкодоходные ценные бумаги Казначейства США и обрушат доллар.
На подобное расхождение во взглядах ведущих экономистов мира мировой рынок обычно реагирует весьма болезненно. Нынешняя ситуация не является исключением из этого правила. Картина будущего доллара слишком противоречива и туманна. Поэтому инвесторы стремятся перевести часть вложений из долларов в альтернативные финансовые инструменты: активы, номинированные в евро, в золото и т.д. К тому же, относительная стабилизация ситуации ив мировой экономике повышает аппетит участников рынка – они переходят к более доходным и более рискованным вложениям, например, к активам развивающихся стран. Майский бурный рост российского фондового рынка – лучшее тому свидетельство.
Иногда они возвращаются… в рубль
Но даже нестабильным долларом и растущей нефтью не исчерпывается список причин, лежащих в основе укрепления курса рубля. Принципиально важную – а, возможно, и главную – роль здесь играет поведение так называемых «домашних» инвесторов. Речь идет о россиянах, которые в конце прошлого – начале этого года осаждали обменные пункты и банковские отделения, «перекидывая» свои сбережения из рублей в доллары и евро. Вполне традиционное поведение в периоды нестабильности. Доллар, как обычно, выиграл больше, потому что, несмотря на его падение в период с 2003 по 2008 годы, продолжал восприниматься как лучшее средство спасения от кризисных явлений. По оценкам Центрального банка, вложения россиян в период острой фазы в кризиса в американскую валюту составили 70 млрд. долларов. Евро тоже преуспело на фоне кризиса доверия к российской национальной валюте, но не так сильно.
Российские власти теперь записывают в свой актив тот факт, что россияне стали «возвращаться в рубль»: мол, за последние три-четыре месяца людей удалось убедить в том, что курсовая политика Центрального Банка является предсказуемой, что повторной девальвации не будет и т.д. Однако, по мнению экспертов, на нынешнее поведение россиян больше влияет другой фактор. В конце прошлого – начале этого года они просто-напросто «перекупили» долларов, перевели в американскую валюту львиную долю своих сбережений. Теперь эти сбережения приходится тратить (доходы людей из-за кризиса сократились), а, значит - обменивать доллары на рубли. Естественно, фиксируя убытки, но тут уже ничего не поделаешь.
Возвращению в рубль способствует и нынешняя депозитная политика российских банков. Финансово-кредитные структуры, активно привлекающие средства частных лиц, сейчас предлагают своим клиентам привлекательные программы рублевых вкладов. Это вполне естественно, если учесть, что заработать сейчас на рубле намного легче, чем на долларе и евро – население, если и берет кредиты, то предпочитает делать это в рублях, а не в двух основных мировых валютах. Поэтому давление на доллар возрастает. И все более актуальным становится вопрос – как будет развиваться ситуация дальше, и на какой отметке доллар может завершить в России неспокойный 2009 года.
Кто предскажет нам будущее?
Кризис внес много корректив, в том числе, и в поведение аналитиков. Вспомним – год-два назад эксперты различных инвестиционных компаний и банков охотно предсказывали курс рубля на конец года. Теперь охотников гадать на «рублево-долларовой» гуще явно поубавилось. Выдавать прогнозы приходится Центральному банку, но и их сложно назвать исчерпывающими. С одной стороны, регулятор говорит о нежелательности быстрого укрепления курса национальной валюты, с другой, не исключает того, что до конца года рубль еще подрастет по отношению к обеим мировым валютам и, прежде всего, к доллару, который сейчас не отличается особой стабильностью.
Дело не только в том, что трудно стало предсказать динамику цен на нефть, или поведение инвесторов на мировом валютном рынке. Трудно спрогнозировать поведение российских финансовых властей – в частности, будет или нет запущена «вторая волна девальвации», о необходимости которой столько говорили в апреле-мае текущего года.
Правительство пока настаивает на том, что во «второй волне» нет необходимости. Однако эксперты не исключают, что осенью точка зрения финансовых властей может измениться. Укрепление рубля сокращает доходы экспортеров, а значит, ухудшает положение и без того дефицитного бюджета страны. Плюс к этому сокращается потенциал использования Резервного фонда, размещенного в иностранных активах. Наконец, на слишком «сильный» рубль все чаще жалуются предприятия реального сектора экономики – металлурги, оборонщики, энергетики и т.д. В «гонке девальваций», устроенной в конце прошлого – начале этого года – Россия явно не выиграла. Поэтому наблюдатели не исключат того, что до конца текущего года рубль может быть девальвирован еще на 10-15%.
Что делать, чтобы не стать заложником изменения курсовой политики российских властей? – Лучше всего не спешить с «перебрасыванием» сбережений из одной валюты в другую. Как показывает опыт «первой волны девальвации», россияне, не отслеживающие развитие ситуации на валютном рынке на каждодневной основе, все равно проигрывают в таких случаях. Если в январе – феврале они приобретали доллары по курсу 32-35 рублей или даже 36,4 рублей (на «пиковом» значении, установленном в конце февраля), то продавать теперь валюту им приходится по совсем иным, значительно более низким ценам. Весьма вероятно, что на те же самые грабли многие соотечественники наступят и осенью нынешнего года. Если, конечно, состоится «вторая волна девальвации».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции