Сергей Варшавчик,обозреватель РИА Новости
Завершившийся телесезон 2008/2009 можно охарактеризовать как поиск каналами новых форматов и направлений в период кризиса, в том числе и творческого. Руководитель Первого канала Константин Эрнст обозначил ситуацию как смерть существовавшей последние 15-20 лет модели аналогового телевидения, чьи формы и методы коммуникации исчерпали себя. С одной стороны, продвинутую часть аудитории «поглотил» Интернет, с другой - на телевизионщиков надвигается цифровое телерадиовещание, при котором первую «скрипку» будут играть не столько рекламодатели, сколько подписчики того или иного нишевого канала.
По данным исследования PricewaterhouseCoopers «Всемирная индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2009–2013 годы», российский рынок телевизионной рекламы, объем которого в прошлом году составил 5,5 млрд. долларов, в этом году ждет спад. К 2013 году этот сегмент вырастет, по предварительным прогнозам, всего до 5,8 млрд. долларов.
Впрочем, цифровизация начнется еще только в 2015 году. К тому же, согласно недавнему указу президента России Дмитрия Медведева, большинству федеральных каналов не грозит существование за счет абонентов – Первый канал, «Россия», НТВ, «Культура», «Спорт», «Петербург – 5-й канал», «Вести 24» и детско-юношеский канал, который будет создан на основе «Бибигона» и «Теленяни» отнесены к социально значимым. То есть, они будут по-прежнему бесплатными для зрителей, существуя по старой модели – часть денег даст государство, а часть – рекламодатели.
Не столь определенными выглядят перспективы телевизионного конкурса ТЭФИ, церемонию которой впервые за всю свою многолетнюю историю зрители не увидели в минувшем сезоне. Просто по причине того, что не нашлось канала, готового показать, как одни телевизионщики вручают «Орфеев» другим. Конфликт в телеакадемии тлел еще с 2007 года, когда из ее состава вышли НТВ и ТНТ. Однако «открытое пламя» разгорелось после того, как в 2008 году к «бойкоту» присоединился холдинг ВГТРК, отказавшийся выдвигать на премию программы своих телеканалов: «России», «Культуры» и «Спорта». Само существование академии оказалось под вопросом. Однако был найден компромисс в виде смены руководства ТЭФИ – вместо Владимира Познера, в коем многие видели «лоббиста» Первого канала, пришел спецпредставитель президента РФ по культуре Михаил Швыдкой, человек, который известен своими дипломатическими способностями.
В итоге наметилась некоторая стабилизация ситуации, юбилейная ХV церемония будет показана в эфире – правда, впервые это будет делать не столичный, а питерский «5-й канал», поскольку награждение пройдет в санкт-петербургском Михайловском театре. А из главных новшеств можно отметить то, что выдвигать программы теперь смогут только их производители, а не вещатели, дабы избежать обидного в прошлом подсчета наград у того или иного канала. За вещателями оставлены только новостные программы, которые каналы производят, как правило, сами. Впрочем, окончательно кризис еще не преодолен - НТВ с ВГТРК пока не сообщили, будут ли они участвовать в предстоящем мероприятии.
Что же касается, видимой части телевизионного айсберга, то здесь минувший сезон отличался от других, в первую очередь, попыткой каналов привлечь аудиторию не столько цикловыми программами или сериалами, сколько отдельными, яркими и неожиданными проектами.
Тон в поиске новых форм телевидения в минувшем сезоне задавал тот же Первый канал, который, в частности, показал фильм «Плесень», собравший, благодаря мощнейшей промоакции, рекордные для документального жанра рейтинги. Другим ноу-хау телекомпании стал показ нового фильма Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб», получившего несколько «Оскаров» и только-только стартовавшего в российском кинопрокате. Запомнился тонкий и умный фильм-исследование «Птица-Гоголь» Леонида Парфенова, сделанный к 200-летию классика русской литературы, но не собравший, правда, высоких рейтингов у аудитории. Чего нельзя сказать о «Евровидении-2009», которое прошло в эфире на высшем уровне – с великолепной картинкой и без накладок. Первый канал еще раз доказал, что ему нет равных в стране по уровню умения проводить грандиозные зрелищные мероприятия.
Яркими, хотя и неоднозначно воспринятыми в обществе, проектами стали и раскрашенные ко Дню Победы старые советские фильмы, где между двумя извечными каналами-соперниками развернулась очередная схватка - Первый канал показал в цвете лучший фильм Леонида Быкова «В бой идут одни «старики», «Россия» ответила легендарной киносагой Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Другие каналы в минувшем сезоне тоже нащупывали «новые тропы». НТВ, который за последние годы превратился в канал про тюрьмы, ментов и представителей экзотических профессий, закрыл многолетнее ток-шоу «К барьеру» Владимира Соловьева и неожиданно показал два интересных военно-исторических фильма: Алексея Пивоварова о Ржевской битве и Алексея Поборцева – о драматических событиях, которые могли привести к вводу советских войск в Ливан летом 1982 года.
СТС покинул его основатель Александр Роднянский, который заявил, что собирается сосредоточиться на своих кинопроектах, а многолетний ведущий программы «Истории в деталях» (неоднократно отмеченной ТЭФИ) Сергей Майоров сообщил, что в его услугах канал не нуждается, поскольку, по его мнению, переориентируется на детско-молодежную аудиторию.
Впрочем, несмотря на новые яркие проекты, по-прежнему самым рейтинговым и смотрибельным оказалось новогоднее поздравление президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, которое в этот раз прошло не в Кремле, а рядом с Храмом Христа Спасителя.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции