МОСКВА, 1 июл - РИА Новости. Российские заводы General Motors и Ford из-за снижения спроса на автомобили в среду приостановили производство, в сложной ситуации находятся и другие участники рынка. По оценке опрошенных РИА Новости экспертов, от остановки конвейера сейчас не застрахован никто - спрос начнет восстанавливаться не раньше осени.
Поддержку рынку может оказать смягчение условий автокредитования, на которое уже начали идти многие банки и компании, считают эксперты. Однако, по их мнению, госпрограмма субсидирования кредитных ставок ощутимых результатов пока не дала.
Кризисные каникулы
Ford вывел завод в городе Всеволожск Ленинградской области в простой на шесть рабочих дней - до 9 июля. Предприятие возобновит работу с 13 июля, поскольку работает в режиме четырехдневной рабочей недели. Затем с 20 июля коллектив завода уйдет в плановый трехнедельный отпуск.
GM приостановил конвейер своего петербургского завода на два месяца - с 1 июля до 31 августа включительно.
Обе компании объясняют временную приостановку ситуацией на автомобильном рынке и необходимостью корректировки объемов производства. Массовых сокращений штата ни GM, ни Ford, по официальным данным, не планируют.
Причины приостановки российских заводов Ford и GM - снижение покупательного спроса и нежелание производителя "работать на склад", считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Остановка в этот период позволит производителям произвести необходимый технический ремонт и в случае необходимости перепрофилировать часть производства под новые модели, сказал аналитик Газпромбанка Алексей Астапов. По его мнению, компании просто перестраиваются исходя из тенденций рынка, никакого негатива для них временная приостановка не несет.
Выпускать малое количество автомобилей производителям сейчас невыгодно, да и смысла не имеет, полагает замдиректора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. До тех пор, пока не будут проданы машины со складов, работу заводов вряд ли восстановят, отмечает он.
В то же время завод по производству автокомпонентов ООО "Стадко", запущенный во Всеволожске весной этого года под производство комплектующих для Ford, пока не собирается останавливаться. Завод получил заказ на поставку комплектующих для завода GM в Петербурге, его представители заверили, что на предприятии все в порядке.
"Завод по выпуску автокомпонентов вынужден будет перестроиться под ритм работы конечного производителя", - считает Астапов. Если тот остановит конвейер, ему придется сделать то же - найти новые рынки сбыта довольно сложно, и сокращение рабочей недели здесь не поможет, добавляет эксперт.
Встать могут все
Из-за снижения спроса большинство российских автопроизводителей в этом году были вынуждены приостанавливать сборку и переходить на сокращенный график работы.
Основные производства "АвтоВАЗа" сейчас работают ежедневно в одну восьмичасовую смену, каждый сотрудник при этом работает по две недели в месяц, которые оплачиваются полностью, а за двухнедельный простой "АвтоВАЗ" платит ему две трети средней зарплаты. "Завод фактически вдвое уменьшил выпуск", - отметил Удалов.
Президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин в начале июня сообщал, что сокращение персонала не проводилось и в ближайшее время не предвидится.
Рабочие Горьковского автозавода (ГАЗ) работают по сокращенному графику - предприятие перешло на четырехдневную рабочую неделю.
КАМАЗ в начале июля возобновил работу после недельного перерыва, с начала года завод работает только под конкретные заказы в режиме четырехдневной рабочей недели.
Четыре дня в неделю работает и завод "Иж-Авто" (входит в группу СОК).
Toyota приостанавливала работу своего завода под Санкт-Петербургом с 1 по 11 мая, затем производство возобновилось в обычном режиме. Во время вынужденного простоя компания выплатила работникам две трети заработной платы.
Московский завод "Автофрамос" - СП французской компании Renault и правительства Москвы - остановит конвейер на две недели с 20 июля. Ранее завод уже дважды приостанавливал производство.
Двухнедельные каникулы в середине лета ждут и рабочих калужского завода Volkswagen.
Завод ТагАЗ с начала года дважды приостанавливал производство.
Расположенные в России автозаводы и далее будут действовать исходя из собственной ситуации и объективных условий, считает Удалов.
"Так, российский завод Volkswagen производит достаточно широкий спектр моделей - почти весь модельный ряд плюс автомобили Skoda, поэтому вероятность того, что он не будет остановлен, по крайней мере надолго, велика", - сказал он.
Для сравнения, GM производит лишь не самые востребованные у покупателей кроссоверы Chevrolet Captiva и Opel Antara, а у Ford популярна лишь одна модель - Focus, добавил эксперт. Кроме Focus, завод во Всеволожске производит модель Mondeo.
В нынешних условиях нельзя исключать остановки ни одного из работающих в РФ автозаводов - как отечественных, так и иностранных, резюмирует Удалов.
А как "у них"?
Кризис ударил и по иностранным заводам мировых автоконцернов.
За первый квартал этого года японские заводы компании Toyota были остановлены на 14 дней, что является беспрецедентным в истории автоконцерна.
Все заводы американской Chrysler были закрыты после того, как в начале мая компания объявила о начале процедуры банкротства, лишь в середине июня один из них начал работу.
Концерн General Motors, сейчас также находящийся в процессе банкротства, в конце прошлого года временно закрыл 20 своих предприятий в Северной Америке.
Немецкий концерн Audi в феврале на неделю приостанавливал производство на заводе в Венгрии, завод Volkswagen в Словакии также останавливал производство в апреле.
В последнем квартале 2009 года на 21 день будут остановлены линии по производству моделей испанского концерна Seat, до конца года будут временно сокращены 8 тысяч сотрудников.
Покупателей по осени считают
На приостановленных российских заводах Ford и GM пока не комментируют планируемые объемы производства. Однако источник на петербургском заводе GM сообщил РИА Новости, что компания скорректировала планы по выпуску новой модели Chevrolet Cruze с 11 до 4 тысяч машин в 2009 году.
Эксперты прогнозируют, что летнее снижение продаж продлится до осени. По словам Астапова, покупатели пока не готовы приобретать автомобили по ценам 2009 года и выбирают модели прошлого года, на которые сейчас распространяются скидки и акции.
Он полагает, что осенью на автомобильном рынке ожидается рост продаж. "Конечно, все будет зависеть от общей макроэкономической ситуации", - говорит эксперт, добавляя, что во второй половине года должны дать эффект антикризисные меры правительства.
В целом, если экономика стабилизируется, а нефть будет расти в цене, то покупатели должны пойти в автосалоны. "Уровень отложенного спроса сейчас велик. Если люди поймут, что дела в экономике налаживаются, они с высокой долей вероятности определятся с выбором авто и начнут тратить накопленные деньги", - отмечает Астапов.
Кредиторы смягчают требования
Эту тенденцию усилит оживление на рынке автокредитования. По оценке Астапова, до кризиса оно было одним из драйверов роста, почти половина продаж осуществлялась в кредит. ЦБ сейчас проводит политику удешевления кредитных ресурсов для банков, предприятий и населения, а со снижением ставок автокредиты становятся привлекательнее, отмечает эксперт.
Небольшой рост доли кредитных машин наблюдается уже сейчас, сообщил Удалов. Почти все компании разработали совместно с банками собственные кредитные программы, условия выдачи займов существенно смягчились по сравнению с осенью-зимой. Банки увеличивают срок кредитования с трех до пяти лет, снижают размер первоначального взноса с 40-50 до 25-30%.
Исходя из этого, покупатели, уверенные в своих доходах, при необходимости сменить машину будут брать кредиты, резюмирует эксперт, добавив, что заметное влияние на рынок рост автокредитования окажет лишь спустя определенное время.
А государство пока нет
С апреля действует и госпрограмма субсидирования процентных ставок по кредитам на покупку автомобилей стоимостью до 350 тысяч рублей. Государство доплачивает банкам две трети ставки рефинансирования ЦБ (сейчас 11,5%).
Ее результаты опрошенные РИА Новости эксперты оценивают скептически. "По статистике спрос на такие кредиты гораздо ниже запланированного", - отмечает Астапов.
По данным Минпромторга, к середине мая было подано 14,7 тысячи заявок на получение кредитов, а выдано - 5,5 тысячи займов.
"Ежемесячно оформляется около 2,5 тысяч заявок на субсидированные государством кредиты, из них удовлетворяется порядка 1,5 тысяч", - говорит Удалов. Для сравнения, всего в мае было реализовано 120 тысяч автомобилей.
Эксперт считает, что столь низкая популярность этой меры связана с установленной государством низкой ценовой планкой - за 350 тысяч рублей можно приобрести в основном лишь модели "АвтоВАЗа".
Астапов считает, что в этой ситуации государство должно сделать акцент на поддержку конкретного потребителя, и не исключает, что для этого будут придуманы какие-то новые способы.
Минпромторг предлагает увеличить стоимость машин, на которые распространяется субсидирование, до 600 тысяч рублей и продлить срок кредитования (сейчас - максимум до конца 2011 года). Пока это предложение не внесено в правительство.
Расширение рамок до 600 тысяч рублей, как предлагает Минпромторг, увеличит продажи за счет того, что под льготную программу подпадут наиболее популярные модели, полагает Удалов. Кроме того, чуть более дорогие машины, как правило, покупают люди, уверенные в своей кредитоспособности.