Президент фонда «Миграция – 21 век», до недавнего времени бывший заместителем директора Федеральной миграционной службы РФ, Вячеслав Поставнин рассказал РИА Новости о той миграционной политике, которая должна существовать в России и отвечать всем требованиям общества.
– Вячеслав Александрович, чем занимается основанный вами фонд? Какие задачи поставлены перед ним?
– Фонд «Миграция 21 век» образован в этом году мной совместно с моими единомышленниками, в том числе теми, которые работали в ФМС. Мы поставили задачу и сейчас занимаемся ее реализацией - создать механизмы управления миграционными потоками. Сейчас все говорят о том, что надо повысить эффективность, управляемость миграционными потоками, но никто не предлагает, как это сделать. Наш фонд завершает разработку такого механизма, и мы рассчитываем предложить его правительству. Мы хотим прописать его в виде схем, поправок в законодательстве, нормативных актов, кроме того, определяем необходимую инфраструктуру для слаженного действия этого механизма.
– Что вы можете сказать о той миграционной политике, которая существует сейчас: насколько она соответствует реалиям?
– Миграционную политику необходимо строить, по крайней мере, на проблемах демографических, социально-экономических и на проблемах безопасности. Это – три главных аспекта, на которые должна быть нацелена миграционная политика. Я сейчас вижу попытку каким-то образом сделать миграционную политику такой, чтобы она, в понимании ее авторов, не наносила ущерб безопасности. Но так, как они понимают эту безопасность - полностью противоположно моим взглядам. Отсюда вытекают все реструкционные, запретительные, ограничительные меры для мигрантов. В результате, экономика страдает, демография страдает, а безопасность вообще находится в самой большой опасности. Потому что, создавая такие сложности для легализации мигрантов, мы их загоняем в тень. Ведь если мы сейчас находимся в ситуации экономического кризиса, то и в других странах СНГ такой же кризис. Это как восход солнца, как течение воды с высоты вниз. Разность потенциалов и разность зарплат всегда будет иметь место. Люди хотят жить там, где хорошо. Глобализация, безвизовый въезд – все эти обстоятельства неизбежно приводят к тому, что люди из соседних стран приедут в Россию нелегально. А что такое нелегальные трудовые мигранты в количестве нескольких миллионов человек? Не надо думать, что ими никто не управляет. Если мы не можем управлять ими, тогда очагами или штабами выступает диаспора. Потенциальные мигранты звонят тем, кто уже здесь легально или нелегально трудится, кто уже здесь как-то закрепился, и последние зовут их сюда, обнадежив тем, что как-нибудь помогут, что-нибудь да найдут. И тогда все вопросы решаются на уровне диаспоры. А диаспора в свою очередь действует путем коррупционной связи с представителями правоохранительных органов и властных структур. Получается, что управляют нелегалами непризнанные структуры: ни Федеральная миграционная служба, ни Министерство здравоохранения и социального развития, а диаспоры и местные коррумпированные чиновники. Поэтому мы имеем огромное количество беззащитных, порой нещадно эксплуатируемых мигрантов, которые незримо управляются диаспорами или еще какими-нибудь так называемыми службами. В результате мы имеем такой взрывоопасный элемент, который живет по собственным законам. Они не адаптируются к нашей жизни, потому что мы не создаем условия адаптации, мы их сами выталкиваем на обочину общества. Эта ситуация может в любой момент взорваться. Мигранты оторваны, например, от средств массовой информации, от того, что происходит в мире. Многие из них не знают русского языка, они слушают своих старых соплеменников. Во всем этом заключается большая беда и опасность.
– Будет ли в том проекте, что Фонд собирается предлагать правительству, что-то уникальное, новое как для мигрантов, так и для принимающей их стороны?
– Действительно, мы намерены построить совершенно другую миграционную политику, основанную на механизме, в котором есть два ключевых момента. Во-первых, это многофункциональный центр по приему мигрантов, оказывающий все миграционные услуги: оформление документов, разрешения на работу, банковские переводы, медицинское обслуживание. То есть мы хотим сделать для них законным то, что они получали незаконно. Во-вторых, надо обязательно привлечь бизнес. В сфере миграционного сервиса вращается от шести до семи миллиардов долларов черных денег. Это – целая отрасль экономики. Бизнес будет официально обслуживать мигрантов, чтобы они не раздавали кругом взятки. Именно такая форма многопрофильного центра поддержки мигрантов, построенная на основе государственно-частного партнерства, нужна нашей стране. Государственные услуги, касающиеся разрешения на работу, будет по-прежнему оказывать государство, а подготовкой всяческих документов, медицинским обслуживанием, предоставлением жилья будут заниматься коммерческие силы. Обязательно должно быть создано для них частное агентство занятости (ЧАЗ), которое в отличие от тех, что существуют сейчас, будет работать на прибыль.