Екатерина Муромцева, публицист, специально для РИА Новости
Вчера в российском представительстве ООН был представлен доклад «Оценка региональных рисков в Центральной Азии» и план действий к нему, подготовленный в рамках Программы развития ООН.
Заинтересованные структуры, в числе которых представители Россотрудничества, различных министерств и ведомств РФ, а также ЕврАзЭС обсуждали наиболее эффективные пути международной помощи беднейшим странам региона в условиях растущих угроз в области водной, энергетической и продовольственной безопасности в Центральной Азии, а также участие Российской Федерации в коллективных усилиях международного сообщества.
Глобальный экономический кризис в беднейших странах Центральной Азии (прежде всего, Таджикистане и Кыргызстане) совпал по времени с ухудшением климатических условий и рядом природных катаклизмов. Несмотря на обычно мягкие погодные условия, характерные для региона, миллионы жителей этих двух стран не имели зимой 2008-2009 годов доступа к постоянным источникам электроэнергии и отопления.
Многочисленные и продолжительные засухи привели к рекордно низкому падению уровня воды в водохранилищах, что, в свою очередь, поставило под угрозу бесперебойную работу гидроэлектростанций и ирригационное земледелие в странах, лежащих ниже по течению основных рек региона - Казахстане, Туркменистане и Узбекистане. Помимо всего прочего, произошло значительное обесценивание курсов валют в почти всех странах ЦА, вызванное падением экспортной выручки и снижением объемов денежных переводов из-за границы.
По мнению Бэна Слэя, главного экономиста Программы развития ООН по Европе и СНГ и одного из авторов доклада, сегодня необходимо сконцентрироваться на срочных, незамедлительных мерах, которые помогут людям, наиболее уязвимым к этим рискам, обезопасить себя и свои семьи. Речь идет о небольших проектах – ремонт микро-гидроэлектростанций, защита сельских домов от затопления, обеспечение топливом. Необходимость в такой помощи населению показал «комплексный кризис» в Таджикистане зимой 2007-2008 года.
Тогда беспрецедентно холодная погода привела к чрезмерной нагрузке на водную и энергетическую инфраструктуру и нарушению нормальной жизни по всей стране. Люди, живущие в отдаленных местах, фактически оказались в изоляции, пострадали школы и медицинские учреждения – в некоторых больницах температура не превышала 0 градусов. А последующее наступление весенне-летней засухи привело к еще большему упадку.
Когда похожая ситуация частично повторилась в Кыргызстане нынешней зимой, международное сообщество всерьез обеспокоилось тем, что несмотря на миллионные суммы гуманитарной помощи, в том числе и со стороны Российской Федерации, и значительные усилия международных организаций, угрозы не исчезают, а с каждым годом становятся острее.
С одной стороны, ситуация, когда полтора миллиона человек в Таджикистане ощущают нестабильность в обеспечении продовольствием и 650 тысяч находятся на грани голода, а около 1 миллиона жителей Кыргызстана уязвимы к этим рискам, не может оставить белее благополучные страны равнодушными.
С другой – когда 43% населения не имеют доступ к чистой питьевой воде в Таджикистане ( который относится к числу стран с огромными запасами ледниковой воды), когда в Кыргызстане, обладающим огромным потенциалом гидроэнергетики, в большинстве областей ежедневные отключения составляют 12 часов, нужно искать новые пути решения - как краткосрочных, так и долгосрочных проблем.
Одной из причин недостаточной эффективности помощи, по мнению Елены Яценко, председателя фонда «Наследие Евразии», является высокий уровень коррупции в странах региона. А также государственные монополии, которые не дают развиваться свободному бизнесу и решать проблемы людей альтернативными способами.
Теснейшая взаимозависимость всех стран Центральной Азии не дает возможность решить ни одну из задач, если подходить к ним изолированно. Только региональный подход к решению, прежде всего, водно-энергетических проблем может спасти ситуацию. Но для этого пока недостаточно политической воли в самих государствах, считает Евгений Надеждин из Международного центра устойчивого энергетического развития ЮНЕСКО.
По оценке Бориса Хейфеца, главного научного сотрудника ОМЭПИ Института экономики РАН, в основе всех бед Центральной Азии лежит огромный кризис доверия - есть государственные соглашения, декларации, но никто никому не верит. Без участия международного сообщества вряд ли можно будет изменить ситуацию.
А пока нет политической воли, пока длится этот кризис доверия, миллионы людей в Центральной Азии будут жить в страхе за себя и свои семьи. «ООН всегда фокусировала свои усилия на беднейших странах Африки и Азии. Мы сегодня хотим привлечь внимание международного сообщества к беднейшим странам Центральной Азии, которые нуждаются в не меньшем внимании», - считает г-н Слэй. И помощь России в этом вопросе трудно переоценить.
По мнению Игоря Морозова, заместителя руководителя Россотрудничества, страны Центральной Азии и сегодня тесно связаны с Россией, поскольку представляют собой единую культурную евразийскую общность. «Мы хорошо понимаем друг друга, и для многих русский язык - это язык общения, технической коммуникации, инновационного развития. Поэтому Россия, как мировой донор, понимает свою историческую миссию перед теми странами, население которых имеет низкие доходы и испытывает большую нужду», - подчеркнул Морозов. Для России приоритетными в области содействия развитию остается социальная сфера, в то же время необходима поддержка экономических программ, которые бы создавали рабочие места в аграрном секторе, в муниципальной инфраструктуре, а также позволяли развязывать узлы противоречий на региональном уровне.
Более эффективное и активное партнерство международных организаций и Российской Федерации, по мнению всех сторон, - необходимый фактор успеха, поскольку оно позволит консолидировать усилия для реализации более масштабных проектов и использовать опыт друг друга, чтобы не совершать прежних ошибок.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции