МОСКВА, 1 июл - РИА Новости. Опрошенные РИА Новости эксперты связывают приостановку российских заводов General Motors (GM) и Ford со снижением покупательного спроса и нежеланием производителей работать "на склад". По их оценке, летом снижение продаж будет максимальным по году, зато осенью при благоприятной макроэкономической конъюнктуре возможно оживление рынка, некоторый рост автокредитования отмечается уже сейчас.
Покупатели пока не готовы приобретать автомобили по ценам 2009 года и выбирают модели прошлого года, на которые сейчас распространяются скидки и акции, отметил аналитик Газпромбанка Алексей Астапов. "На мой взгляд, летом снижение продаж будет максимальным по году", - сказал он.
"Выпускать малое количество автомобилей производителям сейчас невыгодно, да и смысла не имеет, - считает замдиректора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. - До тех пор, пока не будут проданы машины со складов, работу заводов вряд ли восстановят".
Он отметил, что сейчас большинство автозаводов в РФ перешли на сокращенный график работы, например, "АвтоВАЗ" работает в одну смену, фактически вдвое уменьшив выпуск. "В дальнейшем они будут действовать, исходя из собственной ситуации и объективных условий", - сказал Удалов.
Так, российский завод Volkswagen производит достаточно широкий спектр моделей - почти весь модельный ряд плюс автомобили Skoda, поэтому вероятность того, что он не будет остановлен, велика.
GM, для сравнения, производит лишь не самые востребованные у покупателей кроссоверы Chevrolet Captiva и Opel Antara, а у Ford популярна лишь одна модель - Focus.
В нынешних условиях нельзя исключать остановки ни одного из автозаводов производителей, работающих в РФ - как отечественных, так и иностранных, считает Удалов.
По оценке экспертов, оживление рынка и рост продаж осенью возможны, если экономика стабилизируется, а нефть будет расти в цене.
"Уровень отложенного спроса сейчас велик, если люди поймут, что дела в экономике налаживаются, они с высокой долей вероятности определятся с выбором авто и начнут тратить накопленные деньги", - говорит Астапов.
Эту тенденцию усилит начавшееся оживление на рынке автокредитования, полагают эксперты. По словам Астапова, ЦБ сейчас проводит политику удешевления кредитных ресурсов для банков, предприятий и населения. Если ставки снизятся, автокредиты станут более доступными.
Уже сейчас наблюдается небольшой рост доли кредитных машин, отмечает Удалов. Почти все автоконцерны разработали совместно с банками собственные кредитные программы, условия выдачи займов существенно смягчились по сравнению с осенью-зимой. Банки увеличивают срок кредитования с 3 до 5 лет, снижают размер первоначального взноса с 40-50% до 25-30%. Исходя из этого, покупатели, уверенные в своих доходах, при необходимости сменить машину будут брать кредиты, резюмирует эксперт, добавив, что заметное влияние на рынок рост автокредитования окажет лишь спустя определенное время.
А вот результаты программы по госсубсидированию ставок по автокредитам опрошенные РИА Новости эксперты оценивают скептически. "По статистике спрос на такие кредиты гораздо ниже запланированного", - отмечает Астапов. По его мнению, в этой ситуации государство должно сделать акцент на поддержку конкретного потребителя, не исключено, что для этого будут придуманы какие-то новые способы.
"Ежемесячно оформляется около 2,5 тысяч заявок на субсидированные государством кредиты, из них удовлетворяется порядка 1,5 тысяч", - говорит Удалов. Для сравнения, всего в мае было реализовано 120 тысяч автомобилей.
По мнению Удалова, это связано с установленной государством низкой ценовой планкой - за 350 тысяч рублей можно приобрести в основном лишь модели "АвтоВАЗа". Расширение рамок до 600 тысяч рублей, как предлагает Минпромторг, увеличит продажи за счет того, что под льготную программу подпадут наиболее популярные модели, кроме того, чуть более дорогие машины, как правило, покупают люди, уверенные в своей кредитоспособности.