Рейтинг@Mail.ru
Конец операции «Президент» - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конец операции «Президент»

Читать ria.ru в
Дзен
Два года назад, когда президент ООО «Майкрософт Рус» Ольга Дергунова покидала компанию, оставляя ее Биргеру Стену в безраздельное управление, такой заголовок вряд ли был бы уместен. Но теперь, с назначением Биргера Стена корпоративным вице-президентом и началом по-настоящему самостоятельного плавания его преемника Николая Прянишникова, эта страница окончательно перевернута...

Андрей Анненков, главный редактор iToday.ru, для РИА Новости.

Два года назад, когда президент ООО «Майкрософт Рус» Ольга Дергунова покидала компанию, оставляя ее Биргеру Стену в безраздельное управление, такой заголовок вряд ли был бы уместен. Но теперь, с назначением Биргера Стена корпоративным вице-президентом и началом по-настоящему самостоятельного плавания его преемника Николая Прянишникова, эта страница окончательно перевернута. Самое время подвести итоги деятельности Microsoft в России.

Итоги эти правильно будет определить как грандиозный успех. За пять лет – с 2004 по 2008 – обороты выросли на порядок. Абсолютных цифр ООО «Майкрософт Рус» никому, кроме налоговиков, не сообщает, но соседи по рынку считают, что в 2007году в России Microsoft заработала миллиард долларов, не меньше. Порядок этой величины, очевидно, правилен. Его подтверждают разные источники, крупнейшие партнеры Microsoft в том числе.

В 2004-м, когда Биргер Стен пришел в Россию, никто не воспринимал его всерьез. Все, не исключая обывателей, знали, что Microsoft в России – это Ольга Дергунова. Которая, к тому же, далеко не сразу отошла от дел (ее назначили президентом компании, установив в российской Microsoft двоевластие, хотя и с ясным разграничением полномочий президента и гендиректора).

Но – шли годы. В течение которых выяснилось, что Биргер обаятелен. Что он прекрасно реагирует, в том числе при публичном общении с людьми (за три минуты выступления утихомирил галдящих – что-то им не понравилось – сотню съехавшихся со всей страны учителей во время презентации пакета школьного софта «Скорая ПОмощь»). Еще, по слухам, гражданин нефтеносной страны Норвегии Биргер Стен окончил разведшколу (слухи эти мы почерпнули из источников, которые в напрасной болтовне не замечены, так что мы не боимся их распространять). Главная же составляющая несомненного успеха Биргера Стена – не незаурядные личные качества, а то, что период его правления в ООО «Майкрософт Рус» пришелся на время благоприятной для Microsoft экономической конъюнктуры.

Вот тут и надо вспомнить Ольгу Дергунову, первого и последнего майкрософтовского президента (которая, по нашим сведениям, с IT-индустрией свое будущее не связывает, однако не исключает – после ВТБ – продолжения карьеры на госслужбе; пребывание в списке президентского кадрового резерва должно тому способствовать) и оправдать этим воспоминанием заголовок заметки.

Что было делать Microsoft в России (читай – Ольге Дергуновой) в 95-м? Какую стратегию выбрать? Windows и Office стоят у всех, и никто за них не платит. Государству дела нет ни до защиты авторских прав, ни до софтверной индустрии. Народ наш, в отношении IT необычайно продвинутый, Билла Гейтса и его корпорацию если не ненавидит, то как минимум недолюбливает – за мировую гегемонию, главным образом, и за синие «экраны смерти» Windows 3.11. Корпоративному руководству Microsoft до России дела, заметим, нет тоже. Программные продукты корпорации даже не снабжают ни документацией, ни интерфейсом на русском языке – по причине того, что софт в России воруют, а не покупают.

Вот что, спрашивается, тут можно предпринять? «Заносить» чиновникам на предмет приобретения хотя бы органами власти легального ПО (а там, глядишь, начнут покупать и остальные, даже заводы и банки)? Судиться в показательном порядке с пиратами? Просить у Редмонда (город, где расположена штаб-квартира Microsoft. – ред.) денег на агитационную работу?

Ну да, и это тоже. Эти действия, по крайней мере, не выглядят дурацкими. В то время как тривиальная попытка борьбы с конкурентами (а тогда таковые были и у Office, и у Windows), выглядели бы именно дурацкими. Отвоевать 2% рынка у OS/2, чтобы продать лишнюю тысячу коробок с Windows – что это за цель такая, какие деньги она принесет? (Правильный ответ: никаких).

Все, что делала Microsoft в России при Ольге, сводилось к одному: выращиванию софтверного рынка. В этом и состояла стратегия развития бизнеса. Будет рынок – Microsoft на нем свою долю возьмет (какова она, известно). Что в конечном итоге и случилось. Но когда софт в России, как и везде в прочем цивилизованном мире, стал выгодным товаром, обнаружилось, что Microsoft в России нужны совсем другие люди. Не стратеги, а продавцы.

Когда первые сотрудники «ООО Майкрософт Рус» стали появляться на рынке рабочей IT-силы, каждое такое событие выглядело сенсационным. Потом привыкли. Да, конечно, условия найма в Microsoft стали отличаться от предложений других работодателей не так значительно, как прежде, это повлияло. Но едва ли это главное. Главное в том, что торговать – это не всем интересно. Люди, которым это неинтересно, и ушли.

Лично Биргер Стен в этом если и виноват (он, например, нанимал людей из-за рубежа иной даже на должности технических специалистов, которые есть и в России), то гораздо менее, чем штаб-квартира компании. Показательна история Игоря Агамирзяна, ныне главы Российской венчурной компании (РВК). Стараниями Ольги он получил 30 минут времени Билла Гейтса. Цель состояла в том, чтобы убедить Microsoft в целесообразности открытия в России центра разработки. Дело кончилось тем, что Игорь Агамирзян в 2007-м создал центр разработок для совсем другой софтверной компании – EMC, а Microsoft на неопределенный срок лишилась такой возможности в России.

Подобные проекты невозможно выполнить, просто дав денег и назначив ответственного – будь иначе, нефтеносные арабские страны стали бы мировым центром развития технологий. Нужна еще и такая малость, как способные реализовать проект люди. Этих людей в ООО «Майкрософт Рус» все меньше и меньше. А они компании именно сейчас и нужны. Хотя бы потому, что ее продажи падают впервые за все время существования.

Ключевой в этой связи вопрос – а что собой представляет Николай Прянишников? Кто он: продавец, или не только? Каков он в сравнении с предшественниками?

Информации для ответа пока совсем мало. Ясно лишь, что сравнивать надо скорее с Ольгой, а не с Биргером – по причине сложности ситуации, в которой Николай находится. Бизнес «Вымпелкома», откуда пришел нынешний глава российского Microsoft, как и бизнес сотовых операторов вообще, только кажется высокотехнологичным, а на самом деле сводится к продажам услуг, от которых граждане не могут отказаться и которые не могут украсть. Да еще конкуренты занимаются ровно тем же, что упрощает задачу. Никто не выдумывает глупости вроде SaaS (Soft as a Service, софт как сервис), и странные люди не предлагают на каждом углу при поддержке регулирующих отрасль чиновников бесплатную альтернативу твоему товару.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала