МОСКВА, 29 июн - РИА Новости. Миноритарии государственного банка ВТБ на годовом собрании его акционеров обрушились на его менеджмент с гневной критикой и потребовали не делать из них лохов, а еда в буфете была сметена уже к середине заседания.
Основная цель миноритарных акционеров, которые в понедельник пришли на годовое собрание в Международный дом музыки, судя по их выступлениям, состояла в намерении убедить руководство банка и набсовет в необходимости обратного выкупа акций миноритариев по цене размещения.
Доля миноритариев, купивших акции ВТБ в ходе "народного" IPO второго крупнейшего российского банка, в его уставном капитале немногим превышает 5%. Котировки акций ВТБ упали к дате собрания до 3,45 копейки против цены размещения в 13,6 копейки.
Бурные аплодисменты
Во время обсуждения первого вопроса - итогов деятельности банка за минувший год - акционеры пытались "захлопать" главу ВТБ Андрея Костина уже через семь минут после начала его доклада. Костин дождался окончания оваций и сказал "Спасибо", продолжив выступление. Однако через какое-то время в ходе его доклада микрофон перестал работать, и акционеры вновь зааплодировали.
"Ну, хорошо", - сказал Костин и все-таки смог закончить выступление. В третий раз зал разразился аплодисментами, когда глава ВТБ, отвечая на вопросы акционеров, сказал, что правление банка предложило, а набсовет поддержал решение не выплачивать членам правления бонусы по итогам 2008 года, а также 13-ю зарплату.
Кто виноват?
Далее акционеры перешли к существенно более наболевшему для них вопросу о том, кто виноват в падении котировок акций.
"Того, кто отвечает за стоимость акций, надо уволить", - заявил один из миноритариев.
Другой в своей записке обвинил менеджеров банка в том, что они сознательно пошли на привлечение средств частных акционеров, хотя якобы знали о грядущем обвале.
"Если бы мы знали о кризисе, то точно бы не привлекли. У нас и в мыслях не было, что будет такой кризис", - ответил Костин.
Разделить позицию
Некоторые акционеры выступили с еще более резкой критикой менеджмента, а один из них и вовсе заявил о нежелании быть лохом.
"Все сводится к тому, чтобы вернуть награбленное", - заявил акционер Любенченко.
В свою очередь акционер Ге предложил не выкупать акции ВТБ, а конвертировать акции в средства на депозитах дочернего банка ВТБ 24. "Я думаю, это очень хороший вариант", - сказал он.
Акционер Зможин также просил перевести активы в трехлетние вклады. "Я не хочу терять свои последние деньги, не хочу быть лохом", - заявил он.
Костин со своей стороны напомнил миноритариям, что и он является акционером банка. "И я купил акции: такой же лох, как тот человек, который тут выступал", - сообщил глава ВТБ.
Доверие упало
По словам ряда акционеров банка, в ситуации с падением стоимости акций они чувствуют себя обманутыми. Они заявляют, что покупать акции ВТБ на IPO их призывал вовсе не только менеджмент госбанка.
Из выступлений миноритариев следует, что в большинстве своем они в связи с утратой доверия не готовы выкупать новые акции банка в ходе предстоящей допэмиссии.
"Надо, чтобы государство само купило акции по цене 13,6 копейки", - сказал один из них.
Теряют все
Некоторые акционеры рассказали, что будучи пенсионерами вложили в бумаги ВТБ последние деньги. Однако теряют не только непрофессиональные инвесторы.
Бывший гендиректор МТС Василий Сидоров, выступая на собрании, сказал, что его потери составляют порядка 1 миллиона долларов.
Экс-глава сотового оператора надеется войти в консультативный совета банка, который и должен решать вопрос, "как вернуть наши деньги".
Дивиденты в кепке
Вопросы, адресованные финдиректору ВТБ Николаю Цехомскому, в основном касались размера дивидендов. Один из акционеров в записке-вопросе написал: "Сумма дивидендов равна подачке, которую кидают в кепку нищего".
Цехомский отметил, что дивиденды-2008 нельзя сравнивать с уровнем 2007 года. Предлагаемый размер дивидендов-2008 - примерно 11% чистой прибыли, или около 3 миллиардов рублей, тогда как за 2007 год - около 50%, или примерно 9 миллиардов рублей.
"Дивиденды уменьшают капитал банка, который сейчас необходим для того, чтобы противостоять кризисным явлениям", - сказал финдиректор.
Одна из акционеров предложила поднять величину дивидендов за прошлый год до 25% чистой прибыли, на что Цехомский парировал тем, что набсовет предложил 11% и голосовать можно лишь по этому предложению. "Можете голосовать против", - предложил топ-менеджер банка.
Оптовый буфет
Для акционеров ВТБ в месте проведения годового собрания, как всегда, был накрыт стол. В меню бесплатного буфета на этот раз были пирожки, бутерброды, печенье и чай с кофе.
Однако уже за полчаса до собрания пакетики с чаем закончились, поэтому не желавшим пить кофе кожно было взять стакан кипятка, в лучшем случае с лимоном, а в самом лучшем - еще и с сахаром.
Не изменив давней традиции, некоторые миноритарии стали набивать заранее приготовленные сумки и пакеты едой со столов. Наибольшим спросом пользовались пирожки.
Когда уже многое было съедено и припрятано, акционеры-физлица потянулись в зал собрания. Но спустя полчаса на столах с едой появились новые бутерброды и конфеты, стало прибавляться пирожков и печенья, опять принесли чай.
Пункт повестки
Несколько акционеров и вовсе предпочли собранию буфет. Один из них подошел к столу с пакетиками заварного чая и начал загребать их в свою сумку.
Буквально тут же к нему подошел человек в черном костюме и белой рубашке и вежливо, но настойчиво попросил вернуть припрятанный скарб. "Ну зачем вам столько чая, товарищ акционер? Это же воровство. Положите его обратно", - сказал подошедший.
Человек в костюме подошел к официантам и распорядился, чтобы около чая стоял человек и отсекал попытки акционеров набрать себе задарма побольше этого продукта.
Несчастный отогнанный от чая акционер заварил себе пакетик и пошел в сторону пирожков. Там его из персонала никто не ждал, и он безболезненно смог наложить себе в сумку пирожков, правда озираясь по сторонам.
К 17.00 мск, когда собрание акционеров обсуждало лишь пятый вопрос повестки дня из одиннадцати, еда в бесплатном буфете закончилась совсем: миноритариям официанты предложили направиться в ресторан.