Рейтинг@Mail.ru
Полтавская битва: век XXI (украинский контекст) - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Полтавская битва: век XXI (украинский контекст)

Читать ria.ru в
Дзен
На Украине юбилей Полтавской битвы вызвал новый раунд битвы за историю. Отношение к сражению, к личностям Петра I, Мазепы сделалось там своеобразным мировоззренческим и политическим выбором. Мерилом отношения к официальной украинской идеологии, главной составляющей которой является национализм, ненависть к России и всему русскому, и такая же ненависть к собственной истории.

Андрей Марчуков, к.и.н., Институт Российской истории РАН, специально для РИА Новости.

2009 год оказался богат на крупные исторические даты, знаковые и для России, и для Украины: ведь, несмотря на политическое разделение, история у нас общая. Череду юбилеев открыло 200-летие со дня рождения выдающегося русского писателя и глубокого мыслителя Николая Гоголя. Скоро будет отмечаться 70-летие присоединения к СССР западных земель, сильно повлиявшее на дальнейшую судьбу и Союза, и Украины. А на эти дни пришлось 300-летие Полтавской битвы – блестящей победы русского оружия и поворотного пункта Северной войны.

Влияние этой войны и её результатов на ход истории огромен. Ведь она была не просто русско-шведской, но имела общеевропейский масштаб. Потерпев в ней поражение, Швеция навсегда лишилась статуса великой державы, а Россия, наоборот, вошла в этот избранный круг. Для России эта война была ещё и войной за самосохранение: не секрет, что Карл XII намеревался низвергнуть Петра I, разделить русское государство на несколько самостийных осколков и устранить его с исторической арены как самостоятельную величину. В этом контексте становится ясным подлинное значение Полтавской битвы для отечественной и мировой истории.

Будущее – неуловимо, настоящее – это краткий, постоянно ускользающий миг. Реально только прошлое. Поэтому «битва за историю», то есть её трактовку, является важнейшей составляющей всех идеологических войн и интеллектуальных проектов. От того, что люди будут знать о своём прошлом и как его оценивать, зависит их мировоззрение, отношение к настоящему, а значит, судьба обществ, наций, государств.

На Украине юбилей полтавской победы тоже не остался незамеченным и вызвал новый раунд битвы за историю. Отношение к сражению, к личностям Петра I, Мазепы (как и к прочим значимым событиям отечественной истории) сделалось там своеобразным мировоззренческим и политическим выбором. Мерилом отношения к официальной украинской идеологии, главной составляющей которой является национализм, ненависть к России и всему русскому, и такая же ненависть к собственной истории.

И если для многих людей эта дата – по-прежнему день победы, то властью Украины, националистической интеллигенцией и теми, кто изучал историю по новым украинским учебникам, она воспринимается совершенно по-иному. Северная война изображается национальной катастрофой, ознаменовавшей наступление «эры колониального угнетения» Украины. И всё это – из-за победы в войне именно России. Вокруг одного из эпизодов войны – взятия войсками Меньшикова резиденции Мазепы крепостицы Батурин (жители и гарнизон которой были этим Мазепой преданы) – раздули очередную кампанию по поводу якобы сотворённого Москвой «геноцида украинского народа». А сам Мазепа изображается национальным героем и жертвенным борцом за независимость.

Нового здесь ничего нет. Культ Мазепы и мазепинства начал создаваться ещё с момента зарождения идеологии украинства (вторая половина XIX в.). Её адептов тогда так и называли – «мазепинцы». (В ХХ в. украинские националисты получили более современные наименования: после гражданской войны – «петлюровцы», а после Великой Отечественной – «бандеровцы» - по имени своих наиболее известных и знаковых фигур).

Но если для судеб России, Швеции и Европы Северная война имела большое значение, то для судеб Украины её ход и исход, на первый взгляд, кардинального значения не имел. Ведь все значительные перемены в жизни малорусского народа и казачества случились либо раньше, в XVII, либо позже, во второй половине XVIII вв. Но так ли это, и почему именно эти события стали поводом для столь масштабных спекуляций?

То, что историческую действительность прежние и современные «мазепинцы» подменяют политическими мифами, видно невооружённым взглядом. Так, они изображают шведов чуть ли не освободителями и ни слова не говорят о том, как те жгли городки и сёла вместе с жителями и оскверняли храмы. Не говорят, что малорусское население (и в т.ч. казаки) к шведам относились враждебно, как к чужакам, еретикам и даже сатанистам, после которых нужно освящать землю. Как и о народном партизанском движении, которое развернулось против шведских отрядов в Белоруссии и Гетманщине. В отношении русской армии ничего подобного не было и в помине! Более того, люди бежали от «истинных европейцев» в города под защиту русских гарнизонов. Не вспоминают, что с Мазепой к шведам перешло 1–3 тыс. казаков, среди которых постоянно росло дезертирство (ведь в планы Мазепы они посвящены не были, и шли за ним, как за законным гетманом). А на стороне Петра, с новым гетманом Скоропадским находилось 10 тыс. казаков. И не было отмечено ни одного случая дезертирства.

Никак не тянет на героя и сам Мазепа. Вся его карьера была построена на «выгодном» предательстве прежних патронов ради более могущественных новых. Кстати, когда он понял, что дело шведов проиграно, он собирался предать и Карла XII, обещая Петру выдать его. В исторической памяти украинского народа Мазепа оставил негативный след. И не только потому, что был клятвопреступник и предал православного государя в пользу еретика-лютеранина, за что и был анафематствован Православной Церковью (любопытно, что предавшие его анафеме архиереи были именно малороссами). Не менее важен и социальный момент: ведь Мазепа проводил крепостническую политику, и вместе со старшиной обогащался за счёт народа.

Но всё это можно было бы списать на «историческую эпоху» и «личный фактор». Если бы Мазепа, как утверждают националисты, хотел сделать Украину независимой. И вот тут кроется главная ложь мазепинского мифа. Существующие документы позволяют определённо утверждать, что ни о какой независимости гетман и не помышлял. На первом месте для него стояли личные интересы. На переговорах со шведским ставленником, польским королём Станиславом Лещинским, Мазепа обещал отдать Польше Гетманщину и Смоленск. Польше, столь ненавистной народу (за исключением, разве что, казачьей верхушки, которой нравились польские социальные порядки). А сам за это, как сообщают шведские документы, должен был получить воеводства Витебское и Полоцкое с широкими властными полномочиями.

То есть Мазепа стал бы почти самостоятельным правителем, но… без Украины. А ей была бы уготована судьба Галиции, Волыни и Правобережья – земель, остававшихся в XVII в. под Польшей. А именно полонизация, насаждение унии, окатоличивание, ликвидация казачества, гнёт польских панов. То есть всё то, против чего восстал народ при Хмельницком.

Да, на первый взгляд никаких решительных перемен в жизни Гетманщины не произошло. Но именно из-за того, что победила Россия и малорусский народ, в большинстве своём оставшийся верным царю. Победи шведы – и Украина была бы окончательно поглощена и переварена Польшей.

Но ведь те, кто прославляет Мазепу, говорят, что действуют во имя Украины. Да, но какой? «Мазепа» - это политический миф, такой же, как и «Петлюра», «Голодомор», «ОУН-УПА». С их помощью их творцы и распространители намереваются овладеть массовым сознанием и переформатировать его. И все эти малые мифы – части одного большого украинского национального проекта, запущенного ещё в XIX в. Целью этого проекта было и остаётся создание особой украинской нации. А принципы, на которых она должна строиться – отрицание своей принадлежности к Русскому миру, своего культурного, политического, духовного, этнического единства с ним в прошлом, настоящем и будущем. То есть разрыв с собственными историческими корнями.  На подмену ценностей, на смену генетического кода народа и нацелены все эти идеологические кампании от истории, начавшиеся на Украине в 1990-е гг. и особенно буйно расцветшие при Ющенко.

По сути, этот проект глубоко противоречит исторической памяти и интересам народа Украины. А измена Мазепы была сделана адептами украинства своим символом потому, что наиболее полно отражает цели, суть и тактику реализации этого проекта. Ведь истинная цель украинского национализма – не столько создание «своего», сколько борьба с Россией (как политического воплощения общерусского исторического пути) и русскостью (как глубинных пластов в сознании и культуре самих украинцев). Раз для России (и всех тех, кто себя с ней связывает) победа в Северной войне – гордость духа и воинской славы, ключевой исторический момент, то и удар наносится по нему. А провалившаяся попытка Мазепы заставить Украину изменить Москве ценна для националистов как выступление против России в союзе с её врагом.  Все последующие «герои» украинского проекта «славны» и почитаемы ими по этой же самой причине.

Противостоять этому может лишь историческая правда о той эпохе – о настроениях народа, планах и личности Мазепы. И о том, что ожидало бы Украину и её народ, если бы не победа России. И тогда многое станет на свои места.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала