Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России.
Политологи России и США соберутся на следующей неделе в Москве в рамках дискуссионного форума "Валдай" в преддверии российско-американского саммита, который призван перенастроить на новый лад отношения между двумя странами.
Организованные Российским агентством международной информации РИА Новости совместно с Советом по внешней и оборонной политике, дискуссии состоятся 30 июня - 1 июля и будут посвящены теме "Россия - США: переосмысливая интересы".
В преддверии этих встреч РИА Новости публикует статью председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике России Сергея Караганова.
Анализ важнейших интересов России и США, проведенный под эгидой СВОП и РИА Новости в рамках «Валдайского клуба», позволяет прийти к выводу: они либо находятся в разных плоскостях, либо имеют для сторон кардинально отличный вес. В числе жизненно важных интересов США достойный уход из Ирака, стабилизация в Афганистане, сохранение Пакистана и контроля над его ядерным оружием. И, в первую очередь, неполучение ядерного оружия Ираном, что угрожает коллапсом позиций Америки в ключевом для нее Ближневосточном регионе.
Среди жизненных интересов России - преобладание на постсоветском пространстве и недопущение сюда альянсов других стран, создание новой архитектуры европейской безопасности и более справедливой системы управления мировой экономикой.
У России и США много и параллельных интересов. Прежде всего –налаживание стабильного мироустройства и многостороннего сдерживания новых ядерных держав, ограничение распространения оружия массового поражения, противодействие катастрофическому терроризму.
Россия способна блокировать достижение важнейших внешнеполитических целей Америки. США могут мешать России еще на большем количестве направлений. У сторон разномасштабный, но сравнимый потенциал нанесения внешнеполитического ущерба. Ни одну из ключевых проблем, стоящих перед ними, страны не могут решить без содействия друг друга.
Сейчас инструментом «перезагрузки» выбрано ограничение стратегических наступательных вооружений вплоть до минимального уровня и даже – в перспективе – нуля. Попытка использовать «старое надежное оружие» понятна. Но этот инструмент обоюдоостр и может принести больше проблем, чем решений.
Сохраняется главное расхождение интересов – видение места ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности. Для России отказ от опоры на мощный ядерный фактор немыслим. Для США - при их превосходстве в обычных вооружениях - сокращение и ликвидация ядерного оружия желательно. Общими являются опора на ядерный фактор в условиях нестабильного мира, стремление предотвратить несанкционированное использование ядерного оружия, его попадание в руки террористов.
Кроме того, перезапуск механизмов ограничения вооружений чреват возрождением менталитета противостояния. Готовность России к оздоровлению отношений по предлагаемому каналу торга в области стратегических вооружений вызывает тревогу. Процесс ограничения стратегических вооружений нужно продолжать. Но одновременно стоит взять курс на реальную перенастройку отношений.
Действовать нужно сейчас, при подготовке к встрече Медведев - Обама. Нужно обратиться к коренным интересам сторон и попытаться достичь исторического компромисса, обменяв уважение интересов в областях, где они являются жизненно важными.
Со стороны России размен потребовал бы поддержки усилий США в Афганистане (помимо военного вовлечения); координинации политики в отношении Ирана (кроме жестких санкций или военного вторжения); поддержки в Пакистане и Ираке, сближения позиций в ближневосточном урегулировании; отказа от восстановления зоны своего исторического влияния силовыми методами (сверх Абхазии и Осетии).
От США потребуется действенная поддержка нового общеевропейского договора о коллективной безопасности, который может стать гласным оформлением исторического компромисса; прекращение расширения НАТО; отказ от поддержки антироссийских сил на территории бывшего СССР.
Компромисс мог бы включать прекращение открытого противоборства и расширение сотрудничества в энергетике; взаимодействие по проблемам глобальной ядерной безопасности, климата, продовольствия и многим другим. В рамках этого взаимодействия растущую роль мог бы играть Китай (в рамках предлагаемой влиятельными китайскими теоретиками концепции «трехстороннего» лидерства Китай-США-Россия) и, возможно, Европа.
По большинству проблем мирового развития российско-американское взаимодействие не может играть ключевой роли. Некоторые проблемы стороны будут решать друг без друга, соревнуясь или даже соперничая. Но преобладание соперничества над сотрудничеством не обеспечивает даже коренных интересов сторон. А возможности «перезапуска» нужно искать именно вокруг них, в перспективе - даже создание тесного стратегического взаимодействия и даже - отчего не помечтать - союза.