МОСКВА, 27 июн - РИА Новости, Оксана Прупис. Российские программы 31-го Московского международного кинофестиваля, которые закрываются в субботу в столичном Доме кино, дадут "путевку в жизнь" многим молодым талантливым режиссерам, уверена художественный руководитель российских программ Ирина Павлова.
"Я думаю, что наша программа нынешнего года дала путевку в жизнь очень большому количеству молодых, талантливых кинематографистов. Не тем, которых двигают продюсерские компании, а тем, кто на свой страх и риск сделали малобюджетное кино, которое больше негде показать, кроме как у нас. И я уверена, что именно с легкой руки российских программ эти люди сейчас начнут двигаться вперед и делать профессиональную карьеру", - сказала Павлова РИА Новости.
Нет - мэйн-стриму, да - интеллигентным блокбастерам
Как рассказала Павлова, в целом российские программы нынешнего года сильно отличались от предыдущих.
"В этом году мы постарались исключить модный мэйн-стрим. Если не полностью, то во всяком случае как базовую часть. И в общем мы не прогадали", - сказала она.
Так, по ее словам, в этом году, в отличие от предыдущих, в них было минимальное количество картин из конкурса "Кинотавра". Кроме того, отборщики старались не брать призеров других фестивалей, а также фильмы, уже вышедшие в прокат.
Исключением стала картина Владимира Мирзоева, "Человек, который знал все".
"Мы ее включили в программу, потому что это довольно интересный феномен артхаусного, умного, театрального режиссера, который попытался сделать интеллигентный блокбастер", - сказала Павлова.
"Все остальное - абсолютно свежие картины, что называется "первый показ", - добавила она.
Приходите в наш дом
Как отметила худрук, при отборе картин для российских программ вдруг выяснилось, что огромное количество фильмов сегодня делается без господдержки.
"Люди пришли к нам и принесли диски, и оказалось, что кино, которое обычно проходит мимо всех фестивалей, которое делается на маленькие деньги малоизвестными людьми - оно хорошее, оно интересное и заслуживает всяческого внимания, - сказала она.- Мало того, именно эти фильмы были признаны наиболее успешными нашей публикой".
Как призналась Павлова, при подготовке к фестивалю был "страх оказаться не в ногу с фестивальной обоймой".
"Боялись, что кризис, и фильмов не будет вообще, а их оказалось очень много, и было из чего выбирать. И поэтому мы не стали повторять даже программу большого фестиваля. Мы позволили картинам жить самостоятельной жизнью, и не стали их показывать здесь, то есть у них появились шансы пройти еще какие-то международные кинофестивали и показы", - сказала она.
В качестве примера Павлова привела картину "Палата номер 6" Карена Шахназарова, которая принимает участие в основном конкурсе ММКФ.
"Это очень интересное кино, но оно осталось вне нашей программы", - добавила она.
При этом, по мнению Павловой, безусловным достоинством российских программ является то, что в них принимали участие картины, которые буквально "только сошли с печатного станка". Это "Дохлая кошка" Якова Каждана и Ильи Овсенева, "Будь со мной" Марии Максимовой, "Тесные врата" Сергея Ткачева, "Татарская княжна" Ирины Квирикадзе.
Богатые больше не плачут
С новой стороны показали себя на фестивале и уже известные режиссеры.
"Для нас было приятной неожиданностью то, что двое хорошо известных нам режиссеров практически полностью сменили свой творческий имидж", - сказала Павлова, имея в виду Веру Глаголеву и Рано Кубаеву.
"Вера известна как режиссер гламурного кино, кино из жизни богатых и знаменитых из серии "Богатые тоже плачут", - сказала Павлова. - И вдруг она сделала строгое, простое пронзительное кино о первых днях войны".
"Вера меня удивила наросшей режиссерской мускулатурой, и, мне кажется, что именно с этой картины начнется новый отсчет биографии режиссера Веры Глаголевой", - отметила она.
"То же самое произошло с другим режиссером, тоже имевшим успех и пользовавшимся в определенных кругах популярностью. Это Рано Кубаева, снимавшая очень популярное кино про юмористическую жизнь простых людей. И вдруг она сделала артхаусную картину, очень сильную, очень жесткую, с блестящей работой Ивана Охлобыстина в центре. То есть полностью изменила свое режиссерское лицо. И мне кажется, что ей тоже выбрано новое и очень правильное направление", - добавила худрук российских программ.
Выше плинтуса
Завершит российскую программу картина Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом", снятая по одноименной повести Павла Санаева. Это социальная драма с элементами гротеска о том, как восьмилетний мальчик Саша становится жертвой деспотичной любви собственной бабушки и разменной картой в сложном хитросплетении отношений между бабушкой, дедушкой, мамой и маминым мужем.
"Это картина, которую я очень люблю, которую, на мой взгляд, чудовищно несправедливо обошли призами на фестивале "Кинотавр", - считает Павлова.
"Этот фильм предлагает нашему зрителю актерский ансамбль такого качества, какого я за последние десять лет в нашем кино просто не видела, где собраны не просто звезды, а люди, которые соединены, как карты, в одну колоду, соединены в одну семью", - сказала она.
"Я верю Маше Шукшиной, когда она играет дочь Светланы Крючковой и Алексея Петренко. Я понимаю, что эта героиня - именно дочь этих родителей, потому что эта преемственность, эта четкость взаимоотношений, режиссерский класс, который показал Снежкин в работе с актерами, дорогого стоит", - добавила она.
Также Павлова отметила работу Павла Руминова "Обстоятельства".
"Остроумный, смешной, по-хорошему щегольской, сделанный осмысленно и ярко фильм. Это авангард, но авангард, который снимается не потому что по-другому не умеют, а потому что умеют и так", - добавила она.
Аншлаг Аншлагович
Как отметила Павлова, на протяжении всех восьми дней, в течение которых в Доме кино шли российские программы, залы были переполнены.
"Самый низкий момент заполняемости зала у нас был 500 мест. То есть, если бы это был не Большой зал Дома кино, а какой-то из залов кинотеатра "Октябрь", то человек 200 бы точно не поместились. Это бы был "аншлаг аншлагович", - сказала она.
По ее словам, обычная норма на дневные сеансы в Доме кино - это 700-800 зрителей, а на вечерние - от тысячи до полутора тысяч человек.
"В зале стоят, яблоку негде упасть", - добавила она.
"В Малом зале, где шла документальная и анимационная программы, публика уже просто взмолилась, чтобы мы стенки снесли, потому что там стоят всегда. Там сидячих мест не только в зале, но и на полу, не хватает", - отметила Павлова.
Литвинова всех спасла
Одной из важных составляющих российских программ стала ретроспектва картин Киры Муратовой, в рамках которой было показано 16 лучших ее работ, среди которых "Астенический синдром", "Чувствительный милиционер", "Три истории", "Два в одном" и другие.
"Я, честно, боялась, что она у нас будет пользоваться небольшим зрительским успехом, фильмы все виденные, киноманы все посмотрели. Но люди не просто ходят, а еще как ходят!, - сказала Павлова. - Мало того, когда мы узнали, что Кира Георгиевна заболела и не сможет представить картину "Познавая белый свет" на открытии ретроспективы, мы позвонили Ренате Литвиновой и попросили ее представить картину. И она, которая занята на разрыв аорты, выкроила десять минут и при полном параде, красивая, умная, изящная примчалась к нам, открыла эту ретроспективу и умчалась дальше делать свои дела".
Как призналась Павлова, в целом она довольна тем, как прошли российские программы.
"К российской программе хорошо относятся, и кинематографисты, и зрители, и руководство Московского фестиваля. Что еще нужно программе? Я довольна тем, что происходит у нас", - завершила она.
Традиционный информационный показ лучших отечественных фильмов, объединенных в программу "Новое российское кино" прошел в рамках 31-го Московского кинофестиваля с 20 по 27 июня в Доме кино.
Агентство РИА Новости выступает генеральным информационным спонсором программы "Новое российское кино".