Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Проходящий в Санкт-Петербурге международный военно-морской салон стал уже привычным явлением в российской военно-выставочной жизни. И, как и любой приличный международный военный форум, МВМС-2009, четвертый по счету, не обошелся без новостей, привлекших к себе внимание со стороны специалистов всего мира.
Главной новостью салона стало объявленное намерение России увеличить объемы строительства новых боевых кораблей, в том числе и за счет уменьшения ассигнований на ремонт старых, а также связанные с этой новостью слова Главкома ВМФ России Владимира Высоцкого о том, что флот не исключает возможности закупки кораблей за рубежом.
Эти новости становятся более понятны при взгляде на последние новинки российского кораблестроения – атомный подводный ракетоносец «Юрий Долгорукий», сторожевой корабль (фрегат) «Ярослав Мудрый», корвет «Стерегущий».
Все эти боевые единицы, строительство которых завершилось в последние годы, объединяет одна черта – очень долгое время постройки. «Юрий Долгорукий» шел от закладки к спуску на воду 11 лет (1996-2007 годы). «Ярослав Мудрый», заложенный еще в 1990 и спущенный на воду в 1994, долгое время ржавел у причальной стенки по причине отсутствия финансирования, и в итоге был достроен лишь к концу 2008 года. «Стерегущий», заложенный в 2001 году, был спущен на воду в 2006, а введен в строй в 2008 году, при том что стандартное время строительства кораблей такого класса обычно не превышает 2-3 лет от закладки до ввода в строй.
Причин такого затягивания немало и помимо упомянутой нехватки финансирования, бывшей основным бичом в 90-е годы, а теперь сохраняющейся в видоизмененном варианте постоянного роста цен из-за инфляции. Это и старение основных производственных фондов заводов, и нехватка кадров, и распад существовавшей в СССР промышленной кооперации. Все это, в результате, приводит к регулярному срыву сроков постройки и сдачи кораблей заказчику.
В результате под угрозой оказывается исполнение государственной программы вооружения в части ВМФ, что особенно тревожно, учитывая приближающийся к критическому средний возраст боевых кораблей ВМФ.
Однако если в случае с атомными подводными лодками иного выхода, чем пытаться вдохнуть новую жизнь в имеющиеся верфи просто нет, то в случае с неатомными надводными боевыми кораблями у руководства страны и флота есть возможность маневра.
Исторически ВМФ России имеет богатый опыт использования боевых единиц, либо построенных за границей, либо здесь, но с активным использованием иностранных проектов и комплектующих. Среди наиболее известных кораблей заграничной постройки можно вспомнить легендарные крейсер «Варяг» (США) и канонерскую лодку «Кореец» (Швеция), броненосцы «Цесаревич» (Франция), «Ретвизан» (США) ряд других боевых единиц. Традиционно русский флот сотрудничал с кораблестроителями большинства развитых стран, однако наиболее активно – с немецкими, французскими, американскими. В 30-е годы основными партнерами были итальянские фирмы – в Италии был построен знаменитый лидер эсминцев «Ташкент», с использованием итальянских прототипов были спроектированы крейсера проектов 26 и 68, эсминцы проекта 7.
Корабли заграничной постройки использовались в СССР и после войны, и состоят на вооружении и сейчас. Среди наиболее заметных единиц зарубежной постройки, находящихся в строю сейчас, можно назвать большие десантные корабли проекта 775 – основное на сегодня «средство доставки» русской морской пехоты. Строительство этих кораблей велось в Польше.
Сегодня, учитывая то, что даже экстренные меры по восстановлению производственных возможностей судостроительной промышленности дадут результат в лучшем случае спустя годы, возможность постройки современных боевых кораблей на иностранных верфях вновь может оказаться выходом для русского флота. Первые намеки такого рода были сделаны в прошлом году, когда речь зашла о возможном сотрудничестве с французскими кораблестроителями в проектировании и строительстве новых авианосцев для ВМФ России.
Однако при всех плюсах – от отработанного процесса строительства на западных верфях до возможности ознакомления с новейшими технологиями проектирования и постройки кораблей - «опора на зарубеж» порождает и много вопросов. Как будут решаться проблемы унификации характеристик, а также оборудования, запчастей и комплектующих с кораблями российской постройки? Какие энергетические установки будут стоять на импортных кораблях? Как будет обеспечиваться секретность при установке на строящиеся корабли российского радиоэлектронного оборудования и вооружения? Без решения этих и многих других проблем, постройка кораблей за рубежом может остаться неосуществимым прожектом. А тем временем имеющийся флот советской постройки 70-90-х годов все больше и больше стареет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции