Восточный округ - один из самых динамично развивающихся в Москве. Префект округа Николай Евтихиев в интервью корреспонденту РИА Новости Григорию Тебенихину рассказал, насколько финансовый кризис повлиял на реализацию запланированных проектов.
- Как скажется нынешняя ситуация в экономике на строительстве жилья и социальных объектов?
- Ввод новых объектов уменьшается в среднем в 3-3,5 раза. Причем по всем показателям - и по жилью, и по детским садам, и по ФОКам (физкультурно-оздоровительным комплексам - ред).
Если в целом по городу в прошлом году удалось ввести 100 новых детских садов, то в текущем году их будет только 30. По округу будет введено четыре детских сада, хотя в прошлом году ввели 17 - почти в четыре раза больше, это был пик. В 2009 году в округе будет построено только четыре ФОКа по сравнению с 12 в прошлом году.
Мы за два-три прошедших года сделали очень мощный рывок. Нам бы еще два-три года - и я вас уверяю, что округ был бы другим. Подстрелили, можно сказать, на лету.
- Жителей округа, прежде всего его отдаленных районов, волнует вопрос: что будет с программой строительства метро?
- Остановки строительства метро в Новокосино нет и не будет. Буквально на днях разговаривал с руководителем метрополитена. Он мне подтвердил, что в этом году строительство идет немного медленнее, но он надеется наверстать. В этом году будет только подготовительный период, который должен закончиться сборкой проходческой машины. Сама проходка тоннеля планируется в следующем году. Средств хватает на то, чтобы ускоренными темпами вести прокладку обоих тоннелей параллельно. Пока дата ввода станции - 2010 - 2011 годы - не измененилась.
Более того, есть уже предварительное решение о продлении этой линии в Кожухово. Плюс проектируется новая линия, - но это далекая перспектива, - которая придет от станции Авиамоторная в Кожухово и Некрасовку. А линию в Новокосино строили и будем строить - она принципиально важна.
- Затихли разговоры о скоростном трамвае, который намеревались пустить в ВАО.
- Скоростной трамвай пока в проектах, на уровне концепции и градостроительной документации. Дело не остановилось, специально хочу подчеркнуть, но идет медленно. И шло медленно даже в прошлые годы. Потому что мы все-таки сделали резкий крен в сторону метро. И, наверно, правильно.
- Щелковский автовокзал из района Гольяново будет выводиться?
- По Щелковскому вокзалу вопрос подвис. Пока из предварительного проектирования архитекторы не выходят. Скажем так - нет таких средств, которые бы позволили построить новый автовокзал в этом и следующем годах.
Есть и еще одна причина. Дело в том, что на год отстает строительство Четвертого транспортного кольца. В этом году выделена только половина средств, которые предполагались на строительство кольца. Вокзал должен стоять на Четвертом кольце, поэтому очень важна развязка на Щелковском шоссе. И если откладывается ввод Щелковской развязки на год, что уже фактически произошло, естественно, и строительство автовокзала "отъехало" на год.
- Автовладельцы с интересом узнали о том, что в середине июля будут открыты первые - вспомогательные - участки Четвертого транспортного кольца.
- Это показатель того, что работы не остановлены. Это самое важное. Без участка, который будет вводиться с Окружным проездом и Электродным проездом, с эстакадой на 8-й улице Соколиной Горы, невозможно продолжать работы дальше. Потому что надо перекрывать улицу Уткина - без выхода на проспект Буденного там все встанет. Этот первый этап решает две проблемы. С одной стороны, он обеспечивает выход транспорта напрямую, минуя проспект Буденного, а с другой - позволяет продолжить строительство.
До конца года должны быть проведены работы по продолжению Электродного проезда через Зверинецкую улицу до Измайловского шоссе и полностью открыто движение по всему Окружному проезду - тоже до Измайловского шоссе.
- На вспомогательных участках Четвертого кольца будут сдаваться и новые гаражи?
- До конца года - в третьем квартале - будут введены компенсационные паркинги, которые там строятся. Напомню, что строится 5,5 тысяч машиномест. До конца года строители должны дать несколько тысяч машиномест. Они уже построены. Первый блок, на тысячу мест, уже готов, осталось только закупить и установить пожарное оборудование. Надеюсь, еще один или два блока удастся ввести до конца года.
Раз заговорили о гаражах, расскажу, что произошло у нас в Кожухово. Там стоят несколько объектов, которые инвесторы построили, но не могут продать из-за высоких, "докризисных" цен. В том числе гаражи.
Cтронулось дело по гаражам. У инвесторов разум восторжествовал, и они согласились продавать эти гаражи через городскую систему "Народного гаража" по цене 350 тысяч за машиноместо. Раньше настаивали на цене, которая была почти вдвое выше. Всего в Кожухово пустовали объекты примерно на 6,5 тысячи машиномест, в том числе пять тысяч наземных гаражей.
В результате, когда там открылся пункт предварительного заключения договоров, то в этот день пришлось продлить работу пункта - такой был вал людей, желающих за эту сумму купить машиноместа.
- Давайте вернемся к проблемам, связанным с транспортом. В частности, были планы вывода разворотного круга трамваев в районе станции метро "Семеновская".
- Первое, что мы там должны сделать, - провести реконструкцию развязки Ткацкой улицы с Измайловским валом. Это делалось за наш счет и мы, может, в ближайший месяц-два, "вытащим" проектную документацию из Мосгорэкспертизы.
Но у меня есть сомнения, удастся ли нам сделать эту реконструкцию в следующем году. Дело в том, что там очень большие по стоимости работы, связанные с перекладками огромного объема коммуникаций. А круг увязан с перекрестком.
При этом мы не против трамвая - мы за то, чтобы немного изменить его маршрут. Сегодня кольцо фактически является концом нескольких маршрутов, которые идут со Щербаковской улицы, из Богородского. И, конечно, мешает движению, потому что дважды поворачивающий трамвай создает большие сложности. Мы просим изменить маршруты, сделать их сквозными. Это реально, предварительная договоренность с Мосгортрансом имеется. Поэтому как только будет принято решение о выделении средств на реконструкцию перекрестка, так мы тут же будем договариваться с Мосгортрансом, чтобы параллельно провести изменение движения трамвая.
- Напротив высотки, которая не по дням, а по часам растет на Преображенской площади рядом с кинотеатром им. Моссовета, стоит не украшающее город многоэтажное здание института ВНИИДАР. Предполагалось его вывести, а освободившееся место разумно использовать...
- Проект жив. Пришлось переделывать проект планировки, утверждать его заново в связи с требованиями Градостроительного кодекса. Сейчас идет его разработка, первые шаги уже сделаны. В частности, производство выведено на один из заводов - кажется, в Ижевск. Научно-исследовательская часть осталась здесь. Реконструкция начнется со строительством научно-технического комплекса, в котором будет находиться вся научная, инженерная часть НИИДАРА. Но это будут совсем новые здания, расположенные не так, как сегодня. Современные, приспособленные именно под такие работы. Остальная часть территории должна уйти частично под жилье, частично под огромный технопарк. Работы ведутся, буквально две недели назад я получил подтверждение из АФК "Системы", что работы останавливаться не будут. Проект большой - думаю, он должен занять лет пять.
- Реконструкция парка Сокольники - дело решенное, но давно ничего не слышно о задуманном Парке "Старая Москва". Какова также судьба Измайловского парка, Преображенского монастыря?
- По Сокольникам ситуация более-менее понятная: утвержден проект планировки парка. Есть поручение, и мы начали эту работу. До конца года надо подготовить комплексную целевую программу реконструкции Сокольников на пять лет. В эту программу мы включаем Парк Старой Москвы как объект инвестиционный. Здесь все понятно. Если программа будет утверждена - начнем готовить документацию на конкурс по реализации проекта Парка Старая Москва, потому что творческий конкурс мы уже провели.
По поводу Преображенского монастыря. Предпроектные работы проведены, мы передали документы в Москомархитектуру для подготовки проекта планировки всей территории, включая и монастырь, и 4-й автобусный парк, и перенос Преображенского рынка. Они в Москомархитектуре, и теперь все зависит от того, насколько быстро выйдет документ. Тогда можно будет выпускать конкретное постановление правительства по этапной реализации проекта. Думаю, начинать надо со строительства рынка с переводом туда Преображенского рынка.
- Конкретные сроки есть?
- В течение пяти лет мы должны рынок вывести потихонечку, для чего надо построить крытый рынок. Хочу напомнить, что по федеральному закону 2012 год - последний год функционирования так называемых колхозных рынков, некапитальных объектов. По сути, Преображенский рынок останется каким был, просто мы его "затащим" под крышу. А по мере освобождения рынка будем достраивать стену монастыря, восстанавливать некоторые объекты.
- Измайловский парк...
- Постановлением правительства утверждена территориальная схема Измайловского парка. Это значит, что определены его границы. В свое время было принято решение, которым все 1600 гектаров были объявлены памятником культуры. По моему письму, по письму Бочина (руководитель департамента природопользования - ред.) и депутата Мосгордумы Степаненко Юрий Михайлович (Лужков - ред.) дал поручение начать работу по изменению границ памятника.
Мы понимаем, что Серебряно-Виноградный пруд - памятник, Терлецкая дубрава - памятник, части прудов - тоже памятник. Но лесопарковая зона является особо охраняемой природной территорией, но никак не памятником. Строить там все равно ничего не будем, в парках это не очень нужно. Но мы должны восстановить дорожную сеть, восстановить освещение. Надеемся проложить там освещенную лыжную трассу. Необходимо восстановить часть объектов парка - знаменитую лодочную станцию, которая была на Круглом пруду, надо восстановить тот же ресторан "Лесной", который там всегда существовал.
Надо убирать движение - когда Четвертое транспортное кольцо будет введено - городского транспорта по Главной аллее, потому что это очень большая нагрузка для парка. Решение принято - там будет оставлено только движение общественного транспорта.
- Особо я хотел бы поинтересоваться судьбой Музея Чебурашки, который находится сейчас в детском саду, совсем в другом месте - в одной из школ, его литературная гостиница.
- Очень надеюсь, что в течение двух лет удастся создать настоящий Музей Чебурашки. Мы уже упоминали, что в районе Кожухово простаивает несколько построенных инвесторами зданий, в которых не могут начать работу социальные объекты из-за высоких, "докризисных" цен. Мы хотели бы один их этих объектов купить в городскую собственность для создания библиотеки с центром семейного досуга. Если получится - как раз при библиотеке и центре создадим в нескольких комнатах Музей Чебурашки. Переговоры с инвестором о продаже здания еще идут, решения пока нет.
Библиотека в районе вскоре обязательно будет. Вариант, о котором я говорю, позволил бы решить проблемы быстрее, чем все другие. Создать библиотеки в районе намечено сразу в двух объектах, которые строят инвесторы и в которых город имеет свою долю.
Мы сделали только первый этап, создали некую музейную комнату. Теперь хотим создать музей и сделать его нормальным детским центром. Сам Музей Чебурашки - это повод, чтобы начать серьезную работу с детьми, в том числе и по литературе. По повышению культурного уровня, приучению их к чтению.
- На востоке должен обосноваться и Ледовый дворец Ирины Родниной, судьба которого никак не решается вот уже почти десять лет.
- Дворец Роднина готова построить за свой собственный счет. Месяц-полтора назад она была у меня со своими сотрудниками, которые занимаются подготовкой градостроительной и проектной документации. И как только документация будет готова, они выйдут на строительство.
Мне было дано конкретное подтверждение, что деньги есть, и все нормально.
Это будет серьезный спортивный центр со льдом и всей необходимой для катка инфраструктурой. В беседе Роднина согласилась, что, помимо школы фигурного катания, объект должен использоваться для нужд живущего рядом населения. Он должен очень мощно работать на население окружающее. Там обязательно будут залы для фитнеса, обязательно будут игровые залы, кроме льда, чтобы жители окружающих домов могли заниматься физкультурой.
Специалисты планируют завершить проектирование объекта уже в 2009 году. Если это получится - такой объект строится года полтора. Думаю, реально, что в 2011 году, к концу, или в начале 2012 года проект будет реализован.