Комментирует проект образовательного школьного стандарта заместитель директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО), кандидат педагогических наук Ирина Логвинова.
В адрес Минобрнауки России был направлен проект Федеральных государственных образовательных стандартов (начальная школа). Данный проект ФГОС представляет собой результат масштабной, комплексной, междисциплинарной работы коллектива, в составе которого сотрудники большинства институтов РАО, ученые РАН, РАМН, МГУ и других вузов, региональных институтов развития образования и повышения квалификации учителей.
В отличие от действующего стандарта он нормирует практически все важнейшие стороны школьной жизни, поэтому сопровождается пакетом документов, обеспечивающих его реализацию. В частности, это основная образовательная программа, базисный образовательный (учебный) план, примерные учебные программы по предметам, планируемые результаты, система оценки, программа воспитания и социализации школьников, гигиенические требования к условиям образования.
Все эти документы прошли апробацию в 14 регионах Российской Федерации. Апробация проводилась на 775 площадках трех уровней: региональном, муниципальном и институциональном (образовательные учреждения). Целью практической проверки документов и материалов ФГОС второго поколения было изучение возможностей их внедрения в практику, определение возможных рисков и подготовка рекомендаций по корректировке.
Во множестве городов и районных центров состоялись семинары, создавались переговорные площадки, работали временные научно-исследовательские коллективы (ВНИК), общественные советы с участием преподавателей педагогических вузов и колледжей, учителей, родителей, представителей СМИ, бизнеса, некоммерческих организаций. Словом, испытание стандарта практикой породило всплеск настоящего общественного творчества.
Беспрецедентная по масштабам, важности и сложности работа по апробации ФГОС второго поколения оперативно координировалась и управлялась. Участники апробации в целом положительно оценили материалы стандарта и выразили готовность к их использованию, доказав своей активностью потребность в серьезных переменах в системе общего среднего образования.
Ирина Елисеева (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости