Максим Кранс, политический обозреватель, для РИА Новости
Как заявил на состоявшейся во вторник в РИА Новости пресс-конференции глава Росрыболовства Андрей Крайний, в 2009-м году по всем показателям отечественная рыбная промышленность демонстрирует рост. «Мы больше ловим, больше перерабатываем, больше производим и даже больше потребляем»,- с гордостью провозгласил руководитель рыболовецкого ведомства. По озвученным им данным Росстата, среднестатистический россиянин ныне ежегодно съедает не 12,6 килограмма рыбопродуктов, как было предусмотрено федеральной целевой программой, а целых 13,9 килограмма.
Да и вообще, Росрыболовство обещает, что в этом году будет выловлено рыбы на 25% больше, нежели в минувшем. Андрей Крайний уверен, что российские рыбаки соберут в океанах, морях и реках рекордный за последние годы «урожай» в 4 млн тонн. Особая надежда на лососевую путину – ожидается рекордный за последнее столетие подход красной рыбы на Дальнем Востоке.
Неужели отрасль наконец преодолела кризис? Ведь с 2000 по 2005 год объем производства морепродуктов сократился почти на четверть. В последующие пару лет ситуация немного выправилась. В 2008 году объемы вылова несколько снизились, но все равно составили 3,3 млн тонн. Неплохой показатель, хотя как тут не вспомнить, что ещё десятилетие назад примерно столько же добывали одного только минтая, а общий итог 1989 года – 11,4 млн тонн. Советский Союз считался тогда ведущей рыболовной державой, реально конкурируя лишь с Японией. Удастся ли России вновь обрести этот статус?
…Золотистые шпроты, балтийская пряная килечка, розовая, в прожилках, семга, белоснежная рассыпчатая треска, то есть все сегодняшнее изобилие рыбных прилавков – это лишь видимая покупателю верхушка огромного айсберга, включающего рыболовецкий флот и рыбоперерабатывающие предприятия, производство оборудования и упаковки, холодильники и склады, транспорт и оптовую торговлю и еще многое другое, объединенное названием рыбная промышленность. Беда только в одном – в последние годы наш айсберг здорово подтаял.
Американские исследователи констатируют, что за последнее десятилетие количество выловленной рыбы сократилось на 13%, что стало прямым следствием полного истощения почти трети рыбных бассейнов мира. Для России эта угроза пока носит чисто умозрительный характер — морепродуктов в омывающих нашу территорию морях и во внутренних водоемах еще много. Но, как признавал бывший министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, мы в лучшем случае осваиваем 40% общего допустимого улова. И одна из важнейших причин такого положения – в катастрофическом состоянии рыболовецкого флота.
Действительно, две трети российских морских рыболовных судов полностью изношены. Численность флота сократилась на 12%, а его производственный потенциал – почти на треть. Сегодня в нём осталось чуть более 3 тыс. судов различного назначения (в лучшие свои годы советская рыболовная армада насчитывала свыше 40 тыс. вымпелов). Да и его пополнение идёт в основном за счёт иностранных «бэушных» траулеров. За четыре года рыбаки приобрели 357 судов, причём срок службы половины из них превысил пятнадцать лет. За то же время было списано 842 судна.
Но совсем уж худо с рыбопереработкой. Производственные мощности загружены менее чем наполовину. И во многом потому, что рыбакам невыгодно иметь дело с отечественными предприятиями, так как им приходится сутками простаивать в портах со своей скоропортящейся продукцией и преодолевать многочисленные чиновничьи барьеры. Стоит ли тогда удивляться, что 44% российских судов, ведущих промысел в северных водах, не заходят в мурманский порт, а прямо в море переваливают улов на иностранные рефрижераторы или отправляются в норвежский Киркенес, где разгружаются за какие-то полтора часа?
Парадоксов в рыбной отрасли много. И один из них состоит в том, что до сих пор в российских водах фактически безнаказанно хозяйничают браконьеры и контрабандисты — наши и зарубежные. Ущерб, наносимый в результате контрабанды морепродуктов экономике России, огромен. По данным ФСБ, общий объём вылова, который ежегодно переправляется в иностранные порты или перегружается в море на суда перекупщиков, превышает 3 млн тонн. Росрыболовство, правда, называет другие цифры – 1,25 млн.
Все это стало возможным из-за системных ошибок, заложенных в государственное регулирование рыбной отрасли, и, прежде всего – нормативных. Само законодательство, налоговая и таможенная политика словно нарочно подталкивали рыбаков к превышению квот вылова, к браконьерству, к варварскому разграблению морских биоресурсов, как это было, например, с каспийским осетром и дальневосточным крабом.
Новый закон о рыболовстве, призванный остановить бесконтрольный грабёж морских богатств, как утверждал Владимир Жириновский, десять лет мешала принять Госдуме рыбная мафия. В прошлом году он, наконец, был одобрен и с января вступил в силу. Теперь рыбаки должны весь улов доставлять на российский берег, проходить там таможенное оформление и только потом отправлять его на экспорт. Кроме того, реализовывать морепродукты они обязаны исключительно через отечественные рыбные биржи.
Тем не менее, пока большая часть российской рыбной отрасли остается начальным сырьевым звеном, встроенным в технологические цепочки зарубежных фирм. Рыбаки предпочитают их нашим переработчикам, которые из-за отсутствия оборотных средств часто не в состоянии расплатиться за рыбу. Ну, а денег тем не хватает из-за низкого качества выпускаемой продукции, которое в свою очередь диктуется устаревшим еще в прошлом веке оборудованием. Поэтому ежегодно на экспорт идет до 1,3 млн тонн рыбной продукции, причем 90% – с низкой степенью переработки.
Так все-таки каким же волшебным образом рыба возникает на столе у россиянина? К сожалению, в значительной своей части все из той же заграницы. За пять лет доля импорта, по официальным данным, выросла с 10 до 37% от потребления. На прилавках в городах-миллионниках этот показатель еще выше — 50-60, а в Москве — и все 80%. Парадоксальная в стране, богатой морепродуктами, ситуация, которую член Общественного совета при Росрыболовстве, предприниматель Лев Хасис охарактеризовал так: «Завозить в Россию рыбу, это все равно, что завозить снег Чукотке».
По замыслу чиновников, стимул развитию отечественной рыбной отрасли — и портовой инфраструктуры, и береговой переработки — должна дать федеральная целевая программа, рассчитанная на 2009-2013 годы. Задачи ставятся амбициозные – за 12 лет увеличить добычу рыбы и морепродуктов до 5,9 млн тонн, а долю отечественной продукции довести до 85%.
Конечно, это лишь первые шаги. Но, не сделав их, нам никогда не одолеть всего пути, не решить задачи превращения рыбохозяйственного комплекса в современный, конкурентоспособный, передовой. А главное – работающий для России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции