Рейтинг@Mail.ru
«Набукко» – «опера» Вашингтона для европейского оркестра - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Набукко» – «опера» Вашингтона для европейского оркестра

Читать ria.ru в
Дзен
Как ожидается, 25 июня в Анкаре будет подписано межправительственное соглашение по газопроводу «Набукко». В проекте «Набукко» переплелись инициатива американского экс-президента Джорджа Буша, активно поддержанная Турцией, Австрией, и антироссийские настроения части европейских и постсоветских стран.

Александр Князев, директор Регионального филиала Института стран СНГ

Как ожидается, 25 июня в Анкаре будет подписано межправительственное соглашение по газопроводу «Набукко». Откуда же взято столь романтическое название?

«Набукко» – первая опера знаменитого итальянца Джузеппе Верди, написанная им в возрасте 28 лет. Сюжет оперы поддается пересказу. В нем переплетены библейская история о пленении иудеев египтянами с любовными коллизиями и борьбой за власть.

Пожалуй, лишь последнее можно положить в основу замысла авторов проекта одноименного газопровода. В проекте «Набукко» переплелись инициатива американского экс-президента Джорджа Буша, активно поддержанная Турцией, Австрией, и отнюдь не любовные антироссийские настроения части европейских и некоторых постсоветских стран, а заодно и глобальная борьба за вытеснение России с евроазиатского газового рынка.

Вообще, проект «Набукко» – это скорее политический продукт. И единственно объяснимой, с точки зрения ее собственных национальных интересов, выглядит позиция Турции, стремящейся любыми способами использовать свое транзитное расположение.

Для строительства трубопровода «Набукко», который по идее был призван доставлять южно- и центральноазиатский (каспийский) природный газ в Центральную Европу через Турцию и Балканы, был создан консорциум, составленный из компаний 6 стран – Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Турции, Германии. Предполагается, что доля участия каждой компании в консорциуме составляет 16,67%. При этом сами акционеры профинансируют третью часть расходов, остальное должны взять на себя международные финансово-кредитные организации. Стоимость проекта определена в 7,9 млрд евро. Годовая пропускная мощность «Набукко» длиной более 3300 км составит 31 млрд кубометров. Строительные работы планируется завершить до 2013 года.

Но, по имеющимся расчетам, реализация проекта технически возможна не ранее 2015 года, да и то при условии стабильно высоких мировых цен на энергоносители. Затягивающаяся рецессия в Европе заставляет направлять средства на более актуальные проблемы. И если предположить, что в эпоху кризиса найдется, кто вложится в данный проект, технические сложности здесь слишком очевидны. Помимо политических рисков, «Набукко» предполагается провести через очень непростой природный рельеф, что только умножает сомнения в его реализуемости.

Собственно, слово «проект» применительно к «Набукко» звучит пока чрезмерно громко. Тем более – мегапроект, на статус которого претендуют его авторы. Проект должен предполагать не просто идею. Необходимо технико-экономическое обоснование, что, в свою очередь, предполагает четкое понимание ресурсной базы, а заодно – понимание партнеров и принципов партнерства. Пока есть последнее, зиждущееся на почти зоологическом устремлении сформировать нероссийский маршрут поставки газа в часть стран Европы.

Предшествующий, хотя и менее масштабный аналогичный проект – маршрут Одесса – Броды – Гданьск. Эта польская трубопроводная мечта давно умерла в силу неспособности компании «Шеврон» поставлять нефть казахстанского месторождения «Тенгиз». Теперь Польша, стремившаяся к свободе от поставок газа из России, может еще раз вздохнуть свободно, учитывая высокую вероятность уменьшения поставок из России через Белоруссию. Свободнее стала и Литва, получавшая сырье из России: литовский НПЗ «Mazeikiu nafta» стоит уже с прошлого года. Если это –  энергетическая свобода, которую они хотят, то обе страны платят за нее слишком высокую цену.

Контрпродуктивность попыток решить вопросы энергетической безопасности Европы без российского участия и за счет поставок из Центральной Азии – факт, не требующий доказательств. Это относится и к пресловутому «Набукко».

Принципиально иным выглядит на этом фоне российский «Южный поток». Его маршрут не проходит по проблемным территориям вроде Грузии или турецкого Курдистана. В отличие от «Набукко» проект «Южный поток» гарантированно обеспечен необходимым количеством газа. Более того, речь идет о расширении его возможностей, чему свидетельством – недавнее соглашение между «Газпромом» и итальянской Eni о расширении пропускной способности газопровода до 63 млрд кубометров газа в год. Напомним, «Южный поток» должен вступить в силу не позднее 2015 года.

Участникам же «Набукко», случись его реализация, изначально сложно будет согласовывать конкурентную и при этом экономически целесообразную цену на газ, поставляемый по этому маршруту. При обилии собственников – газ у одних, труба – у других, а продавать будут третьи, им будет сложно договариваться. К тому же ценовые показатели потенциального потока газа «Набукко» наверняка будут не очень конкурентоспособны по отношению к тем возможностям, которыми обладает российский «Газпром». Российский энергохолдинг сам предполагает строить трубопровод, сам будет заниматься дистрибуцией и давать привлекательную цену конечному потребителю газа в Европе. Наверное, эти возможности являются одним из тех факторов, которые и определяют поведение среднеазиатских производителей в отношении и «Набукко» и других иллюзорных альтернатив.

Основными потенциальными источниками для заполнения «Набукко» считаются Туркмения и, в перспективе, Иран. С Ашхабадом Россия уже заключила договор о выкупе всего газа по цене, высчитываемой из европейской формулы. Туркмении пока нет смысла слишком серьезно относиться к идее Транскаспийского газопровода, который гипотетически должен стать в будущем началом «Набукко». Легко предположить, что Россия и Иран могут наложить вето на строительство любого трубопровода по дну Каспийского моря. Россия и Иран вполне способны обеспечить и исполнение этого вето.

Трудно предположить, что в такой ситуации кто-то из каспийских государств не подчинится такому повороту событий. Уже сегодня акваторию Каспия патрулируют иранский и российский флоты, каждый из которых превосходит по численности и мощи совокупность всех иных каспийских флотов.

Реальным наполнителем гипотетической трубы «Набукко» пока может быть только Азербайджан, хотя и это проблематично. Не исключено, что «Набукко» может стать жертвой напряженности в отношениях между Турцией и Азербайджаном, весьма ревниво относящимся к потеплению в турецко-армянских отношениях. В этом случае азербайджанский газ, как и до сих пор, будет идти на Запад исключительно по российским трубам.

С Ираном Россией подписан «Меморандум о взаимопонимании в нефтегазовой сфере» – соглашение, предполагающее действие достаточно хитрых схем. То есть, Россия будет обменивать туркменский газ на те углеводородные продукты, которые будут производиться на иранском заводе по сжижению природного газа.

Таким образом, источников сырья для «Набукко» в ближайшей перспективе просто нет.

«Многовекторные» газопроводы, включая и «Набукко», помимо того, что являются дорогостоящими, но абсолютно пустыми затеями, подразумевают и высочайшие политические риски. За постсоветское время большинство лидеров стран СНГ научились отличать партнерство, пусть и не всегда на равных условиях, от бессодержательных манипуляций, а политические гарантии – от очевидного авантюризма. Именно этим можно объяснить демарш Казахстана, Туркменистана и Узбекистана на пражском саммите «Восточного партнерства», отказавшихся подписать политическую декларацию по проекту.

Межправительственное соглашение по «Набукко» предполагается подписать 25 июня в Анкаре. ЕС вроде бы удалось убедить Турцию отказаться от претензий получать по заниженной цене 15% газа в будущем проекте. Отнюдь не факт, что турецкие претензии – самое ужасное, что ожидает «Набукко». Есть еще множество факторов препятствования уже на нынешнем этапе согласования интересов. Премьер-министр Турции Эрдоган недавно заявил, что Анкара может создать сложности, если ЕС не ускорит переговоры о присоединении Турции к Евросоюзу.

Судя по всему, «Набукко» просто никогда не будет. Ведь у стран-экспортеров появляются альтернативные и куда более надежные рынки. Реальностью уже становятся и Прикаспийский газопровод, и маршрут из Туркмении в Китай, и российско-иранские схемы. Энергетическое трубопроводное партнерство предполагает постоянство и надежность – а это именно то, чего сегодняшняя вашингтонская администрация не может предложить даже собственным налогоплательщикам.

При чем здесь Вашингтон? Но ведь даже в восточноевропейской и иной «демократической» прессе «Набукко» называют не европейским, а американским вполне политическим, а не экономическим или энергетическим проектом, каковым он видится лишь наиболее наивной части европейского истеблишмента.

И если во времена Джузеппе Верди его опера «Набукко» воспринималась в контексте итальянского движения за независимость, то нынешний нестройный хор сторонников независимого от России одноименного газопровода напоминает грустные, но очень гордые песнопения хора плененных иудеев «Va, pensiero» из той же оперы...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала