Рейтинг@Mail.ru
США-Россия: последняя остановка перед саммитом - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

США-Россия: последняя остановка перед саммитом

© Иллюстрация РИА Новости6-8 июля состоится первый московский саммит Медведева и Обамы.
6-8  июля состоится первый московский саммит Медведева и Обамы.
Читать ria.ru в
Дзен
США и Россия проводят 23-24 июня в Женеве третий раунд консультаций по проблеме поисков преемника истекающему 5 декабря этого года Договору СНВ-1. Похоже, что это будет последняя встреча перед предстоящим 6-8 июля первым московским саммитом президентов Медведева и Обамы.

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости

США и Россия проводят 23-24 июня в Женеве третий раунд консультаций по проблеме поисков преемника истекающему 5 декабря этого года Договору СНВ-1. Похоже, что это будет последняя встреча переговорных групп перед предстоящим 6-8 июля первым московским саммитом президентов Медведева и Обамы. Странно, но американцы пока никак более или менее четко и публично не обозначили свою позицию по новому договору. Кроме общих заявлений о необходимости дальнейшего сокращения стратегических вооружений, поисков приемлемой замены стареющему соглашению, выражения готовности работать в этом направлении с Россией,  с их стороны нет никакой информации. Не наблюдается даже обычных перед саммитами «утечек», через которые Белый дом зондирует реакцию партнера или готовит общественное мнение.

Такая скудность информации буквально за две недели до московского саммита, вещь достаточно редкая. И, похоже, что в Вашингтоне действительно серьезно рассматривают все варианты договоренностей с русскими, включая и возможные уступки по системе ПРО в Польше и Чехии. Вряд ли стоит ждать, что администрация Обамы пойдет перед московской встречей на ее «похороны» (Белый дом сейчас проводит переоценку этой программы Буша). Уже запущенные и профинансированные хотя бы частично программы Пентагона свернуть сразу весьма затруднительно, даже технически. Не говоря уже о политической оппозиции в конгрессе и в самом военном ведомстве. Начинать вот так сразу с такого большого «отступления» перед Россией будет слишком даже для Барака Обамы и объявленной «перезагрузки» наших отношений. Такие вещи подобным образом не делаются.

Сейчас пока есть лишь довольно слабые намеки на то, что Вашингтон может сначала пойти на некую корректировку планов по ПРО, притормозить их дальнейшее выполнение, а затем и вовсе спустить на тормозах, когда они будут постепенно доведены до состояния анабиоза. С некоторыми программами США такое случалось. Взять хотя бы программу «звездных войн» Рейгана. Нельзя исключать и возможности серьезной модернизации этих планов и переноса «третьего позиционного района» ПРО поближе к границам Ирана. Но это пока только предположения.

Президент Дмитрий Медведев, будучи с рабочим визитом в Нидерландах 19-20 июня, использовал его, чтобы еще немного подстегнуть администрацию Обамы к «активным раздумьям» по поводу формы и содержания нового договора, который условно можно назвать СНВ-3. "Мы не можем согласиться с американскими планами по созданию глобальной ПРО, хотел бы подчеркнуть, что предлагаемые нами сокращения возможны только в том случае, если США снимут российские озабоченности. При любых обстоятельствах проблема взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений должна быть четко зафиксирована в договоре", - заявил президент России. Американские эксперты сразу же отметили, что несмотря на жесткость заявления – это отнюдь не ультиматум: либо откажитесь от ПРО, либо простимся с новым договором по СНВ. Обозначить «взаимосвязь стратегических наступательных вооружений и оборонительных вооружений» в договоре - это все-таки не требование немедленно отказаться от бушевского проекта ПРО.

Американцы сейчас, похоже, изо всех сил пытаются увязать новый договор с иранской ядерной проблемой и вокруг этого и идет главный торг. Министр обороны Роберт Гейтс в начале июня совсем неспроста неожиданно заявил журналистам, что, по его мнению, Россия несколько смягчила свою позицию по ПРО. Ее, если верить Гейтсу, якобы убедили в том, что иранская ядерная программа гораздо продвинутей, чем казалось Кремлю до сих пор. Судя по высказываниям Медведева в Амстердаме, совсем непохоже, чтобы Москва в этом была убеждена.

Дело, вероятно, складывается сейчас таким образом, что тюнинг договора СНВ-1 к нуждам разоруженческой современности придется проводить в несколько этапов. Подготовить новое соглашение к московскому саммиту Медведев-Обама 6-8 июля вряд ли получится. Все-таки на пути к новому кардинальному сокращению стратегических ядерных арсеналов остаются  загвоздки. Их, конечно, гораздо меньше, чем было при Буше. Но они – есть.

Скорее всего, на встрече будет подписано некое подобие рамочного соглашения или протокол, на основе которого в 2010-м будет продолжена работа над новым договором. Срок действия СНВ-1, напомним, истекает 5 декабря этого года. Он был подписан в 1991-м и вступил в силу в 1999-м. В соответствии с СНВ-1 предел числа стратегических ядерных боеголовок был установлен в 6 тыс для каждой стороны и 1600 носителей для каждой стороны (сейчас и того, и другого у сторон меньше, хотя американцы нас по всем показателям превосходят). Без такого промежуточного протокола после декабря возникнет странная ситуация отсутствия юридических основ за контролем над числом боеголовок у каждой из сторон. Но протокол (или рамочное соглашение) - это и не успех, на который можно было надеяться.

С какой стороны не взгляни, новый договор важнее для России, чем для США. Мы уже (почти безнадежно, скажут серьезные эксперты) отстали от Вашингтона по уровню боеготовности обычных вооруженных сил, по масштабам и качеству модернизации ядерного оружия всех уровней, и уступаем им по числу боеголовок. По последним данным (на 2009 год) у России 3909 стратегических боеголовок и 814 носителей. У США – 5576 и 1198 носителей. В любом случае США придется сокращать гораздо больше боезарядов, чем нам. Плюс нам не надо будет тратить колоссальные средства на производство новых зарядов.

Сам Дмитрий Медведев уже намекнул на то, что кроме СНВ у России и США есть и другие серьезные вещи, о которых надо будет поговорить на московском саммите. Как, например, экономические проблемы мира, борьба с терроризмом, положение на Ближнем Востоке, Афганистан, борьба с наркобизнесом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала