Рейтинг@Mail.ru
Эксперт: Школьный стандарт не должен стать фикцией - РИА Новости, 22.06.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперт: Школьный стандарт не должен стать фикцией

© РИА Новости / Валерий ТитиевскийНа уроке в средней общеобразовательной школе
На уроке в средней общеобразовательной школе
Читать ria.ru в
Дзен
Комментарий Михаила Шнейдера (директора Гимназии №45 Москвы) к Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (начальное общее образование), разработанному коллективом под руководством академика РАО Александра Кузнецова и члена-корреспондента РАО Александра Кондакова.

Комментарий Михаила Шнейдера (директора Гимназии №45  Москвы) к Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (начальное общее образование), разработанному коллективом под руководством академика РАО Александра Кузнецова и члена-корреспондента РАО Александра Кондакова.

- Чем хорош этот стандарт? Насколько, по вашему мнению, он отвечает современным требованиям?

- Во-первых, проект стандарта органично вписывается в существующую систему законодательных и подзаконных актов — я имею в виду и Конституцию, и закон об образовании, типовое положение об общеобразовательном учреждении и прочее. Во-вторых, этот проект вносит в образовательную систему ценностные ориентиры, в частности, предусмотрена необходимость формирования у школьников российской идентичности. Проект вводит понятие “Портрет выпускника-гражданина России”, и это ориентирует школы на создание условий воспитания человека XXI века, человека, который живет в многокультурном, технологичном и взаимозависимом мире.

Важно еще, что этот проект стандарта имеет комплексный характер, то есть определяет требования к результатам, содержанию и условиям школьного образования. Также в проекте сформулированы критерии оценки результатов деятельности школы, а значит, будет оптимизирована система аттестации учителей и аккредитации школ. Авторы проекта рассматривают образовательный процесс как единое целое,  снимая существующие (в том числе – в сознании педагогов и управленцев) перегородки между «обучением» и «воспитанием».

Одним словом, в целом проект соответствует международным стандартам школьного образования, и его внедрение позволит интегрировать российскую школу в международное образовательное пространство.

- Видите ли вы в нем какие-либо негативные стороны?

- Я бы говорил не о негативных сторонах. Скорее, речь можно вести о недостатках, которые вполне можно устранить. Ну, что бросается в глаза? Например, портрет выпускника излишне политизирован, пафосен, многословен, не содержит конкретных качеств личности. Компонент «духовно-нравственное воспитание» почему-то ассоциируется с отказом от светского характера образования. К сожалению, проекты учебных планов при всех их достоинствах не снижают аудиторную нагрузку, закрепляют шестидневную учебную неделю для учреждений «повышенного» типа. Также предлагаемая система оплаты труда нуждается в разъяснении. В нынешнем виде она создает возможность для многочисленных манипуляций и, как показывает практика ряда регионов РФ, не только не вводит педагога в «средний класс», но, наоборот, снижает уровень (и без того низкий) его материального благосостояния.

- Какие изменения в худшую сторону могут произойти в образовании при изменениях, которые сейчас готовятся?

- Самое плохое, если состоится не реформирование системы образования, а имитация реформы с воспроизведением не лучшего опыта дореволюционной российской и советско-коммунистической школы.

- Вы, как директор гимназии, какие видите риски принятия стандарта для своей школы?

- Главный риск в механизме внедрения. В качестве примера — безобразная реализация проекта ЕГЭ и отстранение школы от итоговых аттестационных процедур. Если новый стандарт будет реализовываться такими же методами, то вместо «общественного договора» мы получим очередную имитацию.

Материал подготовила Анастасия Астахова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала