МОСКВА, 19 июн - РИА Новости, Наталия Курова. Известная немецкая актриса Ханна Шигулла приехала в Москву, чтобы в рамках 31-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) представить фильм Марко Феррери "История Пьеры", за исполнение роли в котором она была удостоена приза за лучшую женскую роль на Каннском фестивале в 1983 году.
Ретроспектива фильмов Феррери пройдет в рамках ММКФ, который откроется в пятницу вечером. В Москве покажут 11 лент режиссера, среди которых "Большая жратва", "Диллинджер мертв", "Дневник маньяка", "Женщина-обезьяна", "Пчеломатка" и другие.
"Для меня большая радость приблизить российского зрителя к фильмам режиссера, которого, к сожалению, в России мало знают", - сказала Шигулла в пятницу на пресс-конференции.
Она отметила, что среди многих известных выдающихся режиссеров, таких как Вайда, Годар, с которыми ей довелось работать, самыми главными для нее "были и есть" Фассбиндер и Феррери.
"Феррери принадлежал к "золотому веку" кино, когда творили Феллини, Висконти, но он всегда оставался ни на кого не похожим и неповторимым. Феррери совмещал в себе необычную самобытную комбинацию: он был саркастичным и язвительным критиком современного общества и провидцем нового времени", - уверена Шигулла.
По мнению актрисы, особенность Феррери состояла в том, что у него никогда не было прописанного сценария и подготовиться к съемкам у него было невозможно. "Он не делал каких-то особых замечаний артистам, но так же, как это было с Фассбиндером, волшебная палочка в руках художника заставляла артиста делать то, что именно и хотел этот режиссер. Что касается Фассбиндера, то он работал быстрее всех, потому что у него заранее было прописано все до деталей", - пояснила она.
В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ - ЕСТЬ СВОИ РОЛИ
Шигулла является символом западногерманского кино. Признание мира она получила благодаря фильмам режиссера Райнера Фассбиндера, среди которых "Катцельмахер", "Эффи Брист", "Замужество Марии Браун", "Лили Марлен" и других.
В интервью РИА Новости Шигулла отметила, что на съемках она всегда входила во взаимный консенсус с режиссером. "Это взаимный процесс - в чем-то подчиняешься, в чем-то пытаешься отстоять свою позицию. Меня называли музой Фассбиндера. Собственно, и в отношении Феррери тоже можно было говорить о таких эпитетах. Есть какое-то неосязаемое соприкосновение душ, и происходит этот взаимообмен. Эти оба режиссера всегда радуются, если актеру удается их чем-то удивить, сказать то, чего они не ожидали", - сказала актриса.
По ее мнению, самое важное в профессии актера и в жизни в целом - это уметь открыться для другого человека.
"Если я могу войти в образ другого человека, пережить его положение, почувствовать, ощутить его желание, то это и есть самое важное в создании актером образа. Самый главный враг актера - тщеславие. Артист должен быть всегда готов к тому, чтобы предстать в самом разном свете, но не всегда очень приятном. В этом смысле, я считаю, что у меня есть хорошие шансы продолжать работать актрисой, потому что я не привязываюсь к старому имиджу прежних ролей, я готова играть возраст. Вот в последнее время я исполнила несколько ролей женщин, старше меня на 10-20 лет. И в них я пыталась сказать о том, что жизнь не вечна и важно дорожить каждым мгновением", - рассказала актриса.
ДЛЯ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ
Как пример, Шигулла среди таких ролей назвала роль русской поэтессы Анны Ахматовой, которую она исполнила в российском фильме Ирины Квирикадзе "Татарская княжна", который, кстати, тоже будет показан в рамках российской программы 31 ММКФ.
Что же касается загадочной русской души, то Шигулла заметила, что любая душа способна открываться другим, это мировая душа и она не имеет национальности. "Ахматова обладала способностью, несмотря ни на что, не дать померкнуть своей душе, - сказала Шигулла. - А все, кто прошел тяжкие испытания, знают, что только душевные силы помогают выжить. Я знаю, что Ахматова была очень доброй, щедрой, она делилась с другими, но она была непреклонна и бескомпромиссна в творчестве. Ахматова обладала способностью собирать в пучок свет и излучать его на других. Бродский благодарил ее за то, что она в сталинское время не дала России стать немой и глухой".
На вопрос, были ли у Шигуллы другие предложения от российских кинорежиссеров и с кем бы из них она сама хотела поработать, актриса ответила: "Александр Сокуров недавно обратился ко мне с предложением исполнить маленькую роль в его новом фильме - он собирается ставить "Фауста". В сценарии моей роли не было, и он специально для меня придумал эту небольшую роль".
Что касается Московского кинофестиваля, то Шигулла не в первый раз принимает участие в нем. И, как она сказала, она была членом жюри, и даже в этом году было предложение ей возглавить жюри, но, к сожалению, она по времени не смогла пробыть столько в Москве.