Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости
Экономические интересы России постепенно переориентируются с Запада на Восток. Итогом саммитов ШОС и БРИК, а также визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Москву, помимо заверений о совместной борьбе с экономическим кризисом и перспективах использования национальных валют во взаимных расчетах, стал пакет документов об экономическом сотрудничестве между Россией и Китаем. Содержание этих документов наводит на мысль, что российская экономика постепенно становится периферийной не только по отношению к развитым странам, но и к развивающимся.
Однобокость российско-китайского сотрудничества режет глаз даже малоискушенному в экономике наблюдателю. Инвестиционное сотрудничество, план которого был утвержден сторонами, главным образом сводится к доступу китайского капитала к сырьевым отраслям РФ, предприятиям в приграничных районах, продукция которых – в основном сырье и сырьевые полуфабрикаты – прямиком направляются в Китай. К тому же, по неофициальной информации, часть этих предприятий будет обеспечивать работой не российских граждан, а специально завозимых китайских гастарбайтеров. Кроме того, значительная часть китайских денег пойдет на стимулирование спроса китайских же технологических компаний. Например, Экспортно-импортный банк КНР согласился выделить российскому Внешэкономбанку кредит в размере $700 млн на закупку китайского оборудования - нефтегазового, телекоммуникационного, техники для дорожного строительства и т.д.
Впрочем, больше всего обе стороны заинтересованы в энергетическом сотрудничестве. С начала экономического кризиса спрос на российские нефть и газ заметно упал: основные потребители «голубого топлива» - страны Центральной и Западной Европы - переживают рецессию. Как следствие Росстат констатирует ухудшение показателей отечественных добывающих отраслей. Так, добыча полезных ископаемых в мае 2009 года по сравнению с маем прошлого года уменьшилась на 3,4%, добыча природного газа уменьшилась на 28,7%. Причем, в самом «Газпроме» уверены, что вернуться к докризисному уровню добычи удастся не ранее 2012 года.
Китайская экономика, напротив, невзирая на кризис, продолжает расти. Достаточно вспомнить, что на днях Всемирный банк (ВБ) повысил прогноз роста ВВП Китая с 6,5% до 7,2%. Конечно, говорить о надежном и устойчивом росте нельзя, пока не решена главная проблема китайской экономики – ориентация на внешние рынки и очень слабый внутренний спрос. Однако большинство стран не могут похвастаться и этим. Согласно прогнозу все того же ВБ, спад мирового ВВП в 2009 году составит 3%, а не 1,7%, как это считали аналитики банка еще весной.
Поэтому в российском руководстве все чаще поговаривают о переориентации топливных потоков с Запада на Восток. Однако, в сфере газового сотрудничества сторонам как раз и не удается договориться.
Итогом двусторонней российско-китайской встречи стал очередной меморандум о взаимопонимании. Напомним, соглашение о сотрудничестве между «Газпромом» и китайской нефтегазовой компанией CNPC было заключено еще в октябре 2004 года, в 2006-м был подписан меморандум о поставках с 2011 года в КНР почти 70 млрд кубометров газа. Однако, как заявил по итогам российско-китайской встречи вице-премьер РФ Игорь Сечин, первых практических результатов газового сотрудничества между двумя странами можно ждать не раньше октября этого года. В самом «Газпроме» уже заявили, что начало экспортных поставок в КНР, намеченное на 2011 год, будет отложено на неопределенный срок, поскольку сторонам не удается урегулировать финансовые вопросы.
Заметно лучше обстоят дела на «нефтяном фронте». Напомним, в феврале 2009 года две российские компании, «Роснефть» и «Транснефть», а также китайская CNPC договорились о строительстве китайского ответвления нефтепровода ВСТО (строительство должно завершиться в 2010 году) и поставках в Поднебесную нефти (около 300 млн тонн за 20 лет) в обмен на кредит в $25 млрд. По итогам нынешней встречи «Роснефть» и CNPC договорились активизировать работу совместных предприятий «Восток-Энерджи» (51% у «Роснефти», 49% — у CNPC) и «Китайско-российской Восточной нефтехимической компании», контрольный пакет которой принадлежит китайцам. Первая компания имеет два лицензионных участка в Иркутской области, где уже завершена разведка и скоро должно начаться бурение. В рамках второй к сентябрю должно быть принято решение о строительстве нефтеперерабатывающего завода в городе Тяньцзинь.
Одна из немногих сфер двусторонних отношений, где РФ выступает в роли поставщика инноваций – мирный атом. В этой области по-прежнему немало проблем. Стороны вроде бы договорились об участии России в сооружении второй очереди Тяньваньской АЭС и коммерческого реактора на быстрых нейтронах.
Однако, есть и проблемы: задержка по тяньваньскому проекту составляет два года, и претензии китайской стороны могут составить порядка $260 млн. Что касается второй очереди, то китайцы хотели бы оплатить ее по ценам десятилетней давности, что не устраивает Москву. Скорее всего, решением проблемы станет размещение заказов на производство части оборудования на китайских предприятиях и привлечение китайских подрядчиков. Иными словами, во всем, что касается высокотехнологичных отраслей, Китай идет проторенной дорогой: пытается любой ценой максимально участвовать в разработках, переносе технологических процессов на свою территорию и постановке их под контроль национального капитала.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции