Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости
Поразительная все-таки вещь – Европейский Союз. Он уже столько раз стоял на пороге кризисов (взрывов, расколов, крахов и прочей необратимой негативщины) и столько же раз в последний момент увертывался от них, что брюссельскую бюрократию и изобретательные политические умы в европейских столицах надо бы не ругать, а снимать с них мерки под эталоны «кризисного управления». Серьезно.
Последний летний саммит Европейского совета (глав государств и правительств ЕС) в Брюсселе 18-19 июня – чудо что за иллюстрация. Конституционный кризис снова отодвинут, а председатель Еврокомиссии Мануэль Баррозу утвержден на второй срок вопреки юридическим неувязкам; взбешенным молочным фермерам ЕС обещали решить их проблемы, но не сейчас; а для Украины нашли деньги на газ, но не из казны Евросоюза. Все, что произошло, очень напоминает известную притчу типа «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». И ведь принесли.
Нам, конечно, более всего интересен вопрос с газовым кормлением Украины, которой на заполнение емкостей «субстанцией раздора», как известно, надо 4 млрд долларов или 2,9 млрд евро. Если она этого не сделает, то есть очень большая вероятность того, что из-за отсутствия денег не оплатит российский газ. Россия перекроет трубы, Украина – транзит, Европа останется без газа. В общем, начнется обычное зимнее газостояние. Россия уже предлагала ЕС объединиться и найти кредит. Вскладчину. Но Брюссель ответил решительным отказом и еще раз подтвердил этот отказ буквально накануне брюссельского саммита – ни евро из бюджета. В ЕС прекрасно понимали, что выдавать такой кредит сейчас - это значит выдавать его в никуда. К тому же трудно было бы объяснить европейцам, почему их деньгами кредитуется решение проблемы, которую они продолжают (и совершенно справедливо) считать российско-украинской.
Выработанная в недрах Еврокомиссии схема довольно проста и обойдется без траты бюджетных европейских денег, за исключением административных расходов. В ее рамках европейским газовым компаниям предложено закупать излишки среднеазиатского газа у России и закачивать их в украинские газохранилища, а также продавать по гораздо более высоким ценам на спот-рынках. Таким образом, как считает Еврокомиссия, будут заполнены до нужного объема подземные резервуары, что ликвидирует газовую напряженность. «Газпром» России и «Нафтогаз» Украины получат деньги; европейские частные компании будут тоже не в убытке, поскольку цена на газ на свободных рынках Европы достаточно высока, чтобы инвесторы схемы получили достаточные прибыли.
Чтобы согласовать эту схему, председатель Еврокомиссии Мануэль Баррозу провел специальную встречу с руководителями ведущих европейских энергетических и газовых концернов. Предполагается, что основными исполнителями такого предзимнего «газового гамбита» станут итальянский ENI, немецкий E.ON, крупнейшая в Центральной Европе австрийская нефтегазовая OMV, британская Centrica, нидерландская Gasunie и французская Gaz de France. Плюс несколько более мелких газовых и нефтяных компаний. Мануэль Баррозу лично представил план на большом вечернем обеде лидеров 27-ми в Брюсселе 18 июня.
Надо сказать, что 63-летний португалец развил в преддверии саммита и на нем удивительную активность, поскольку от этого зависело – быть ему председателем Еврокомиссии (по сути – правительства ЕС) на второй срок или нет. Похоже, что Баррозу им будет. Его кандидатуру уже в утренние часы 19-го июня одобрили все 27 глав государств и правительств. Если это действительно произойдет, то Баррозу станет первым в истории ЕС «премьер-комиссаром», который прослужит на посту два срока.
Это, конечно, если все пойдет так, как рассчитали основные сторонники португальца – Германия и Франция. Загвоздки на этом пути есть, поскольку одобрение Баррозу считается «политическим», а не «юридическим». Для последнего его должен еще утвердить избранный в начале июня новый состав Европарламента.
Здесь хорошо бы кое-что разъяснить. Вернее, попытаться разъяснить, поскольку пробраться через дебри юридических и договорно-правовых нюансов нынешнего статуса ЕС простому смертному сейчас труднее, чем понять триединство святой троицы. Наложите на это еще и политические маневры и интриги стран-участниц, и вы поймете, почему распутывать этот клубок хорошо бы постепенно.
Франция и Германия настояли, чтобы кандидатура Баррозу прошла все стадии обсуждения, включая и консультации с лидерами парламентских фракций. Это означает, что голосование по ней пройдет в октябре (в этом месяце и истекает срок нынешних пятилетних полномочий Баррозу).
В первых числах октября (ориентировочно 2 числа), в Ирландии должен состояться повторный референдум по Лиссабонскому договору, который должен сменить ныне действующую в ЕС конституцию – Договор Ниццы. В июне прошлого года ирландцы большинством голосов отвергли «Лиссабон» и сорвали все планы ЕС по переходу на новую конституцию.
Баррозу хотел бы, чтобы парламент утвердил его по старой, «ниццской процедуре» - простым большинством голосов. «По Лиссабону» для этого понадобилось бы уже квалифицированное большинство – две трети. Но Франция и Германия резонно рассудили, что если председателя утверждать еще до референдума в Ирландии, то ирландцам это может не понравиться, и они снова скажут «нет» Лиссабону, и тогда прощай вообще новая конституция ЕС. Кроме всего прочего, оставить Баррозу на время в «подвешенном состоянии» - значит сделать его более сговорчивым при обсуждении кандидатур на посты комиссаров (министров) генеральных директоратов Еврокомиссии: иметь «своего комиссара» в ЕС – всегда предмет и особых забот стран-членов и жесткого торга.
Все эти упражнения, кроме прочего, очень похожи на франко-английскую «дрессировки» Баррозу, чтобы он не пропитывался ненужными иллюзиями на предмет своих председательких полномочий и действительного веса. Баррозу же опасается, что после одобрения Лиссабонского договора (он ратифицирован, кроме Ирландии, уже всеми странами ЕС – свои подписи пока не поставили только президенты Чехии и Польши), который вводит в ЕС пост Президента и Министра иностранных дел, начнутся такие торги, что победить ему будет гораздо труднее. Хотя пока никто в противовес Баррозу кандидатуры не выдвинул.
Что касается ирландцев, то их премьер выторговал стране специальный протокол к Лиссабонскому договору, в котором перечислены «исключения для Дублина – сохранение военного нейтралитета, уважение на законы против абортов, право самим корректировать налоговые законодательства. Этот протокол не будет частью Договора, иначе процесс его ратификации пришлось бы начинать с нуля, но будет иметь юридически законную силу. По последним опросам общественного мнения, уже 54% ирландцев готовы поддержать договор с вышеперечисленными дополнениями.
Саммит, как всегда, расцветил неугомонный итальянский премьер Сильвио Берлускони. Вопреки всем традициям и договоренностям, он отказался снять выдвинутую им кандидатуру на пост председателя (спикера) новоизбранного европейского парламента. Il Сavaliere, как величают Берлускони, предложил на пост члена ЕП Марио Мауро, товарища по его правой партии Forza Italia. Когда Берлускони напомнили, что так вроде не делается, что были договоренности на предмет поляка, он ответил, что Италия весомее Польши, давно в ЕС, а сам Марио обладает всеми необходимыми качествами: «он наилучший кандидат и регулярно посещающий церковь католик».
Теперь в Брюсселе ломают голову над тем, должность какого комиссара Сильвио потребует для любимой Италии в обмен на согласие отозвать кандидатуру.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции