За чередой официальных торжеств по случаю Дня Защитника, Дня Победы и Дня России наступил большой неформальный праздник – праздник Лета. Даром, что ли весельчаки-прожектористы во главе с Иваном Ургантом вкупе с Евгением Хавтаном, отбывая в отпуск, спели нам на прощание: «Король Оранжевое лето, голубоглазый мальчуган фонтаны ультрафиолета включает в небе по утрам».
Для телезрителей «оранжевое лето» с «фонтанами ультрафиолета», как правило, оборачивается праздником показа того, что никому не гоже, включая и боже, то есть совсем бросовых сериалов, демонстрацией череды экспериментов (то есть пилотных выпусков сырых проектов) и непременно – фестивалем повторов, один из которых состоялся под занавес прошлой недели – «Плесень» на Первом.
Символичное завершение сезона.
***
Официальное объявление результатов и достижений минувшего телегода состоится осенью на церемонии «ТЭФИ», что пройдет по договоренности заинтересованных сторон и лиц в городе Санкт-Петербурге. Ну а пока я позволю себе поделиться предварительными соображениями о некоторых итогах и проблемах ТВ на данный исторический момент.
Самое первое, пожалуй, что можно сказать о нем: сериальные линейки на всех каналах захламлены немереным количеством криминально-мелодраматического мусора, на фоне которого можно выделить «ментовский» сериал «Глухарь», седьмой сезон «Тайн следствия» и еще две телеэкранизации по Достоевскому «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». Экранизации неудавшиеся, но все-таки Достоевский. Авторы не слишком утрудились углублением в прозу классика, но на худой конец их фильмы сделали какой-никакой пиар хрестоматийным романам.
Есть, впрочем, надежда, что следующий год окажется в этом отношении более везучим. Обещаны телевизионная версия «Анны Карениной» и новый сериал Сергея Урсуляка «Исаев», который, в сущности, Штирлиц, но только молодой.
А что больше всего показательно для минувшего сезона, так это вилка между азартным оптимизмом передач типа «Ледниковый период», «Две звезды», «Танцы со звездами» и столь же категоричной депрессивностью всевозможных программ-ужасов из ряда вон – «Очная ставка», «Чистосердечное признание», «Программа Максимум». Она стала в этом году больше и ширше. То, что еще недавно считалось всего лишь пропастью, теперь кажется бездной.
Хотя, как посмотреть... А вдруг перед нами не два берега одной бездны, а нечто единое - например, две стороны одной монеты.
«Одна монета» - развлекательная индустрия. А в этом случае чернуха, замешенная на нищете и преступлениях, - такое же развлечение, как и церемониальное шествие по экрану героев с глянцевых обложек – Ксении Собчак, Тины Канделаки, Филиппа Киркорова.
Еще относительно недавно гламур был архипелагом, состоящим из отдельных телепрограмм; теперь это - континент. Теперь это – империя, присоединяющая к себе одну за другой территории.
Теперь поди, проведи более или менее четкую грань между масскультовым ток-шоу Андрея Малахова «Пусть говорят» и по идее антигламурным действом «Гордон Кихот».
Не провести. Гордон и Собчак – одна сатана. Как муж и жена.
В одном случае пошлость глянцевого бытия культивируется открыто, прямо и непосредственно. В другом – ее культивируют, пропагандируют и возносят выше небес. В форме борьбы с оной. То есть сеанс светлой магии с последующим ее разоблачением.
Или поди разведи историко-политическое исследование в религиозной упаковке «Гибель империи. Урок Византии» и историко-развлекательное шоу «Имя Россия». Оба начинания одинаково поверхностны и по сути представляют собой конъюнктурную политагитку.
Следующая ступенька: когда две гламурные звезды отечественного шоу-бизнеса Собчак и Канделаки пробуют свои избыточные таланты на поприще политической аналитики – «Нереальная политика» на канале РЕН-ТВ.
Эта экспансия гламура в политику тем более показательна, что именно в этом году мы недосчитались в эфире таких привычных площадок для диалога заинтересованных политиков о злободневных проблемах социально-политической жизни, как познеровская программа «Времена», как соловьевские шоу «Воскресный вечер» и «К барьеру!».
Заметно, что политическое вещание все более делается похожим на шагреневую кожу – оно год от года неумолимо скукоживается.
В этом году на празднике Победы более чем обычно глянцевой предстала Великая Отечественная. Случилось это благодаря лакокрасочному покрытию сериала «Семнадцать мгновений весны» и фильма «В бой идут одни старики».
Наконец, еще до того, как наступило «оранжевое лето», взметнулась пара «фонтанов ультрафиолета»: юбилей Аллы Пугачевой с последующим загулом длиной в две недели. И, конечно, фантасмагорическое «Евровидение».
Из менее масштабных подвигов ТВ попомним скандал, связанный с рокировкой поменявшихся каналами Максима Галкина и Анастасии Заворотнюк, от которой оба проиграли. Был еще и скандальчик, вызванный бегством писателя Ерофеева и актера Джигурды из шоу «Последний герой». Из того самого шоу, которое представляет собой своего рода миксер, решительно смешивающий и радикально взбалтывающий раскрученные медиалица с лицами из толпы.
Другой миксер – «Минута славы». Еще один - «Фабрика звезд». В этом же строю находятся нишевые каналы типа ТНТ, «Муз», МТВ с их реалити-шоу – тоже своего рода «фабриками звезд».
Процесс интенсивной гламуризации ТВ запущен, и, судя по всему, никакой финансовый кризис не способен его остановить.
По-своему он отразился на научно-популярном кино. Здесь он даже особенно явен. Осенью в эфир была вброшена героико-романтическая эпопея Александра Невзорова «Лошадь распятая и воскресшая», из коей следовало, что лошадь – это звучит гордо. Тогда же с большой рекламной помпой прошла документальная лента «Химия любви», из которой следовало, что именно сперматозоид звучит гордо.
Отдельной иллюстрацией на сей счет стала художественно-документальная картина «Мой муж – гений», с последующим пристрастным обсуждением активности сперматозоидов нобелевского лауреата Льва Ландау.
Зимой выяснилось, что не менее гордо звучит слово «плесень» из одноименного документального фильма. Звучало оно не только гордо, но и устрашающе.
В ряду научно-популярных триллеров под занавес сезона нам показали «По ту сторону жизни и смерти. Ад», «Жизнь после нас» и «Мясо. История всероссийского обмана». Все это так или иначе повлияло и на вкус к жизни, и на аппетит к мясо-колбасным продуктам.
Поскольку все три «страшилки» имели впечатляющий рейтинг, соотносимый с интересом к «Евровидению», то легко сделать вывод: массовый зритель обожает пугаться и жаждет мистики.
И на этот счет у нашего телевидения было. В начале сезона в эфире «России» объявился подзабытый Ури Геллер со своими фокусами, а уже зимой возвратился к нам потерявшийся было Анатолий Кашпировский с заявлением: «Я лечу не организмы, а их молекулы». Тогда же НТВ пообещало, что в следующем сезоне Кашпировский попробует лечить звездных персонажей, «молекулы» которых действительно в этом сильно нуждаются.
Недавнее советское прошлое продолжает оставаться высоко рейтинговым товаром, чему доказательством стал успех документальных и художественных сериалов про Галину Брежневу и Светлану Аллилуеву.
Теперь каждый благодаря ТВ может считать себя Большим братом, подглядывающим за всеми прочими братьями. Понятно, что это иллюзия, но она так утешительна и даже духоподъемна...
По мере того, как масскультовый Гламур завоевывает все новые материки и континенты, высокая культура оттесняется на периферию, на поля основного текста, в сноски, в подвалы. Материк культуры скукоживается до архипелага, состоящего из гряды островков. Таких, как «Исторические хроники», документальных фильмов «Метро» и «Ржев. История неизвестной битвы Жукова». Таких, как программы на канале «Культура»: «Тем временем», «Апокриф», «Линия жизни, «Театральная летопись» и т.д.
Архипелаг Культура в тени материка Гламура – вот что такое сегодня отечественное ТВ.
***
...Когда недавно в «Большой разнице» прозвучала едкая и, как многим подумалось (и мне в том числе), убийственная пародия «Хрень» на рейтинговую «Плесень», телекритики (и автор этих строк в том числе) обрадовались: «Ну, это приговор продукту, его гражданская казнь...». А теперь понятно: то был всего лишь пиар телевизионной заразы.
Сейчас о такой же пародии мечтают создатели несъедобного, отвратного, но очень сладостно рейтингового «Мяса».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции