МОСКВА, 19 июн - РИА Новости, Ольга Протасенко. За пару месяцев до того, как Чехия должна была возглавить Европейский Союз, скептики поставили под сомнение способность Праги справиться с ролью председателя. Причем опасения вызывала не только способность Чехии справиться с внутренними проблемами Евросоюза, но и ее потенциал по части решения внешнеполитических задач, в особенности, способность выстроить адекватную политику в отношении России.
Ни взлетов, ни падений
Сейчас же, когда в Брюсселе проходит саммит ЕС, в рамках которого эстафетную палочку у Чехии примет Швеция (формально председателем она станет с 1 июля), стало ясно: опасения того, что чешское председательство станет провальным, не оправдались, даже невзирая на внутриполитические события и смену правительства в председательствующей стране. Впрочем, прорыва как в решении внутренних европейских проблем, так и во внешней политике Евросоюза от Праги никто не ожидал, да и в Чехии не ставили таких амбициозных задач.
"Чешское председательство не оказалось провальным, оно было обычным для средневесовой европейской страны. Смена власти и внутриполитические изменения - это тоже редкий, но не исключительный случай, поэтому можно считать, что общий тон чешского председательства был ровным, тем более что никаких конкретных задач Чехия, возможно, не могла решить, потому что это председательство пришлось на активную фазу экономического кризиса", - считает эксперт по международным отношениям, советник ректора МГИМО Артем Мальгин.
По его словам, чешское председательство должно было просто обеспечить работу европейских структур, с чем Прага, в принципе, справилась.
"Технический" саммит
Несомненно, можно вспомнить состоявшийся в мае в Праге саммит по запуску инициативы ЕС "Восточное партнерство". Программа предусматривает выделение "шестерке" бывших советских республик (Украина, Белоруссия, Молдавия, Армения, Азербайджан и Грузия) до 2013 года 600 миллионов евро на укрепление государственных институтов, контроля границ и оказание помощи малым компаниям. Проект не предусматривает возможности членства в ЕС, но предполагает политическое и экономическое сближение с этой региональной организацией, включая облегчение визового режима и сотрудничество в сфере энергетики.
"Саммит можно считать определенным провалом или неудачей, потому что он не был репрезентативным и не ответил чаяниям некоторых стран-инициаторов "Восточного партнерства", - отметил Мальгин.
Впрочем, неудачей саммит можно назвать лишь с определенной долей условности, поскольку изначально это мероприятие носило формальный характер и должно было ознаменовать технический запуск "Восточного партнерства". В связи с этим едва ли имеет смысл возлагать ответственность на Чехию за отсутствие интереса к этому событию в самом ЕС - саммит прошел при отсутствии лидеров целого ряда государств Евросоюза. Да и сама инициатива запуска этой программы принадлежит не Чехии, а Польше и Швеции.
Кстати, именно после визита главы МИД Польши в Москву российская сторона, настороженно отнесшаяся к этому проекту ЕС и неоднократно заявлявшая о недопустимости создания новых разделительных линий в Европе, выразила удовлетворение разъяснениями, что программа "Восточное партнерство" не противопоставляется отношениям ее участников с Россией. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Москва рассчитывает на практическое воплощение этого заявления.
Лавров выразил надежду, что партнерство не пойдет по пути, которым Еврокомиссия готовила недавнюю конференцию по газотранспортной системе Украины, когда вопросы, напрямую касающиеся Российской Федерации, пытались решать без ее участия.
Украсить саммит "Восточного партнерства" могло появление на нем белорусского лидера Александра Лукашенко, поскольку улучшение отношений ЕС с Минском наметилось не так давно и для Белоруссии это мероприятие можно считать более значимым, чем для остальных участников "шестерки". Поначалу Минск вообще выделялся Евросоюзом в ряду прочих государств, на которые должна была распространяться эта инициатива: речь шла о формате "5+1", что могло подразумевать ограниченное участие Минска в этой инициативе на фоне других пяти государств. В конце концов Белоруссия была включена в инициативу наравне с остальными.
Возможное участие белорусского лидера в саммите была одной из немногих тем, подогревавших интерес к этому мероприятию. В Брюсселе же долго не могли определиться с участием белорусского лидера, но в апреле глава МИД Карел Шварценберг передал ему приглашение. Однако в тот же день пресс-секретарь президента Чехии заявил, что президент Вацлав Клаус не подаст руки президенту Белоруссии, если тот решится приехать в Прагу. В итоге на саммите Белоруссию представлял первый вице-премьер Владимир Семашко. Пожалуй, это единственное, что дает повод упрекнуть Прагу в неудавшемся саммите. С учетом того, правда, что Клаус не был единственным европейским политиком, заявившим, что личное появление Лукашенко на саммите нежелательно.
Отношения с Россией
В том, что касается отношений с Россией, то и здесь председательство Чехии в ЕС прошло без сюрпризов. В четверг глава МИД РФ Сергей Лавров на встрече с послами стран ЕС в Москве дал положительную оценку сотрудничеству России и Евросоюза в период чешского председательства в ЕС.
"Что касается отношений с Россией, то чешское председательство можно считать относительно сбалансированным. Чешское руководство в самом начале председательства, которое пришлось на газовый кризис России и Украины, который непосредственно затронул ЕС, достаточно быстро поняло, что у них нет никаких эксклюзивных возможностей влиять на отношения в сфере энергетики, и чешская сторона исполняла технико-административные функции в этом вопросе", - отметил Мальгин.
По мнению эксперта, "неплохо прошел саммит Россия - ЕС, по большому счету первый после кризиса в отношениях РФ и ЕС, если мы за кризис в отношениях России и ЕС считаем события в Южной Осетии".
"Он не принял серьезных решений, но он прошел ровно. Стороны сумели озвучить весь круг волнующих их проблем", - считает Мальгин.
Что ждать от шведского председательства
С 1 июля председательство в ЕС переходит к Швеции. Среди предварительно заявленных приоритетов Стокгольма значатся энергетика и развитие отношений со странами-соседями ЕС. Хотя чешская сторона также обозначила эти темы в числе приоритетных, во время шведского председательства деятельность ЕС в этих направлениях может приобрести более насыщенный характер.
Как известно, Швеция была одним из инициаторов "Восточного партнерства" и потому будет стараться активизировать реализацию этой инициативы.
"Швеция вместе с Польшей были инициаторами программы "Восточное партнерство", и раз эта программа принята, Швеция как инициатор больше инвестирует политического внимания в эту инициативу. Кроме того, эта страна географически ближе к России, ближе к такому региону, где есть потенциал проблем в виде не всеми одобряемого "Северного потока", где есть много субрегиональных механизмов взаимодействия", - считает Мальгин.
По мнению эксперта, в связи с этим Стокгольм во время своего председательства будет гораздо активнее контактировать с Россией, чем Прага. Кроме того, по его словам, на второе полугодие придется и более активная работа над базовым соглашением о сотрудничестве России и ЕС, которое должно прийти на смену Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, и шведам "придется, может быть, чуть труднее, чем чехам, ну и контактов будет больше". Стоит отметить, что в Еврокомиссии, комментируя российскую инициативу о новом международном соглашении по энергетике и возможность ее использования в двустороннем соглашении РФ - ЕС, отмечают, что речь о замене Энергетической хартии не идет.
И действительно, и Москва, и Брюссель неоднократно выражали удовлетворение ходом переговоров и говорили о прогрессе в переговорном процессе и сближении позиций.
Глава представительства Еврокомиссии в Москве Марк Франко в преддверии майского саммита РФ - ЕС в Хабаровске заявил, что сближение подходов "дает основание надеяться на начало работы по консолидированным текстам, а не по параллельным пакетам документов". Правда, ни российская, ни европейская стороны пока не называют возможные сроки появления первых проектов документа.
Более активную позицию придется занять Швеции и по вопросам энергетики.
По мнению Мальгина, это может произойти по нескольким причинам. Во-первых, Россия и ЕС на саммите отметили, что "энергетическая глава переговоров РФ и ЕС будет одной из ведущих, и в идеале она может подойти к двусторонней российско-ЕСовской договоренности, в какой-то степени заменить Энергетическую хартию, которая по объективным причинам устарела".
Кроме того, европейцам, по словам эксперта, придется учитывать и активизацию внешнего измерения российской энергетической политики, которая становится более наступательной.
Более активно будет звучать во время шведского председательства и вопрос реализации проекта газопровода "Северный поток".
"По большому счету, прошлый год был посвящен подготовке технико-экономического, экологического обоснования этого проекта, которое было представлено всем прибрежным странам. Сейчас начинает поступать первая официальная реакция, она сложная, где-то нелицеприятная, Швеции с этим вопросом придется столкнуться", - отметил Мальгин.
Стоит напомнить и о том, что Швеция является одной из стран, через воды которых пролегает предполагаемый маршрут газопровода. Поэтому можно не сомневаться в том, что Стокгольм уделит этому вопросу самое пристальное внимание, особенно если вспомнить, что в ходе консультаций по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта строительства газопровода, прошедших на днях в Германии, представители Швеции и Финляндии подчеркнули необходимость получения дополнительных материалов.
В том, что касается тональности шведского председательства, вероятнее всего, она будет нейтральной, в том числе и по отношению к России, с учетом того, что позиция этой страны в отношении сложностей, возникающих у РФ и ЕС в различных сферах, никогда сильно не выделялась на фоне мнений других членов ЕС.
"Как мне представляется, следующее шведское председательство будет преемником чешского председательства, поскольку страна средневесовая, без особых эмоций в отношении России и своих коллег по Европейскому Союзу", - считает Мальгин.