Рейтинг@Mail.ru
Михаил Швыдкой: СНГ требует «инвентаризации» межкультурных проблем - РИА Новости, 18.06.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Михаил Швыдкой: СНГ требует «инвентаризации» межкультурных проблем

Читать ria.ru в
Дзен
О целях проведения и значении первой конференции «Межкультурный диалог – системообразущий фактор развития гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ» рассказал РИА Новости специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, сопредседатель МФГС Михаил Швыдкой.

18 июня в Москве под эгидой Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества (МФГС) состоится международная конференция «Межкультурный диалог – системообразущий фактор развития гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ». Конференция соберет политиков и экспертов сферы межкультурного сотрудничества из всех стран СНГ. О целях проведения и значении первой конференции такого рода в странах Содружества рассказал РИА Новости специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству,  сопредседатель МФГС Михаил Швыдкой.

– Михаил Ефимович, что, на Ваш взгляд, включает понятие межкультурного диалога?

– Межкультурный диалог – это новая форма  международного культурного сотрудничества, которая появилась не больше десяти лет назад. По существу, он связан с новыми вызовами, перед которыми встал современный мир. Долгое время нам казалось, что мы все похожи, мы все одинаковы, поэтому должны между собой дружить. Это утверждение несколько наивно, но весьма популярно. Сегодня стало понятно, что мы разные и должны находить путь не только к уважительному обмену мнениями, но и к толерантному совместному проживанию и совместной деятельности на Земле. Это довольно сложно. Куда проще было воспринимать реальность так, что все одинаковы и равны, и потому должны любить друг друга. А вот полюбить кого-то, понимая, что он – другой: по-другому думает о некоторых вещах, имеет другие ценности, ориентиры, другие представления о том, что хорошо, а что плохо – довольно непросто. Реальность и практика современной жизни поставила перед нами эту проблему. Межкультурный диалог, который иногда интерпретируется еще как межцивилизационный, связан с многообразием жизни, с мультикульурным миром: ведь мир сегодня очень усложнился. При том, что очевидны тенденции глобализации, есть некоторые доминирующие экономические, социальные, технологические элементы, тем не менее, именно в глобализационном мире многие народы и страны, чтобы сохранить свою идентичность, настаивают на культурном, конфессиональном своеобразии. Это тоже один из очень важных элементов межкультурного диалога.

Естественно, эти процессы затрагивают не только мир в целом, но и отдельные регионы мира. Люди трудно находят взаимопонимание, даже если многие годы живут бок о бок. Мы можем посмотреть на такую страну в центре Европы как Бельгия, которая сотрясается от разного рода катаклизмов: социальных и политических – из-за серьезного конфликта между валлонами и фламандцами. Серьезные противоречия продолжают раскалывать сегодня  многие страны, где в рамках единой государственности живут разные народы. Я уже не говорю о соотношении Севера и Юга, противостоянии Востока и Запада. Дело в том, что межкультурный диалог объемлет самые разные аспекты человеческой жизни, поэтому он достаточно сложен. Это непростые дискуссии, затрагивающие и этнические моменты, и культурные, и религиозные, и лингвистические. Часто в межкультурном диалоге должно учитываться то, что в нем участвуют страны, люди, сообщества с разными социальными возможностями, потому что богатый Север и бедный Юг  - это традиционная коллизия сегодняшнего мира. Достаточно посмотреть на ту же Италию, чтобы понять, что даже в европейском сообществе, в развитых странах такого рода межкультурный диалог возникает и поныне.

– Постсоветские государства отличаются не только культурными, но и религиозными ценностями. Возможен ли конфессиональный диалог?

 
– Разумеется, что для СНГ, для новых государств, возникших на территории  бывшего СССР, эта проблематика актуальна в полной мере. Она актуальна и для отдельных стран, в которых живут граждане разных национальностей и вероисповеданий. В этом смысле обществам России, Украины, Казахстана, Узбекистана или Киргизии постоянно приходится  участвовать в межконфессиональном и  межкультурном диалогах. От того, как будет вестись диалог между людьми, придерживающимися православия, и людьми, исповедующими ислам, во многом зависит и целостность России. Схожая дилемма существует на Украине. Достаточно посмотреть на нынешнюю ситуацию в Крыму, где тюркоязычные и славяноязычные граждане, придерживающиеся разных религиозных взглядов, существуют бок о бок и не всегда мирно. Есть такие проблемы, когда в одной республике проживают таджики, узбеки, киргизы, и возникает потребность в толерантности по отношению друг к другу и в понимании тех или иных мотиваций поведения тех или иных людей. Все это свидетельствует о том, что межкультурный диалог в государствах, которые только становятся на ноги, имеет особое значение.

– Как, на Ваш взгляд, может повлиять проведение конференции по межкультурному диалогу на дальнейшее развитие отношений между странами СНГ?


– Здесь стоит серьезно отнестись к тому, как в дальнейшем будет развиваться Содружество Независимых Государств в целом. И надо учитывать, что проблемы межкультурного диалога, а точнее его установление, и внутри стран, и между нашими странами, являются важнейшим элементом развития. Такие элементы возможны только при понимании мультикультурной среды, в которой это все будет происходить. Прежде эта проблематика не поднималась. Конференция такого рода является первой для СНГ. Мне кажется, это – хорошая площадка для того, чтобы провести «инвентаризацию» самых разных проблем, которые существуют сегодня. Это связано с пониманием нашей общей истории, нашего прошлого. Если мы во время этой конференции сможем провести такую «инвентаризацию», мы сможем понять, какими путями нам нужно развиваться.

–  Какие совместные действия предлагает Россия странам Содружества?

– Вся наша совместная жизнь в СНГ и есть совместные действия. Межкультурный диалог затрагивает и экономические, и политические связи, но сфера культуры, сфера гуманитарного сотрудничества, будучи менее конфликтной, тем не менее, таит в себе ряд проблем. В этом смысле деятельность Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества, который активно начал свою работу полтора года назад, как раз и направлена на то, чтобы сконцентрировать наши общие  усилия на формировании общего культурного пространства, на тех моментах наших отношений, которые требуют компромисса. Так, в частности, ежегодный Семинар молодых историков – пример такого межгосударственного сотрудничества, ориентированного как раз на выработку общих решений и общих подходов к сложным вопросам нашей общей истории. Фонд и Совет по гуманитарному сотрудничеству стран Содружества, вырабатывающие стратегию такого рода деятельности, уже активно работают. Форумы научной и творческой интеллигенции, которые проводятся ими уже не один год, – в высшей степени отражают потребность интеллигенции наших стран в тесном сотрудничестве.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала