Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Плюс метро минус баня, или Пекинские споры о земле и недвижимости

© РИА Новости / Мария ЧаплыгинаСтроительство новой линии метро на северо-востоке Пекина
Строительство новой линии метро на северо-востоке Пекина
Читать ria.ru в
Развитие пекинской подземки - один из масштабных олимпийских проектов Китая, начатый задолго до Игр 2008 года и продолжающийся по сей день. К 2015 году общая протяженность линий составит 561 километр, против сегодняшних 200. Таким образом, уже через шесть лет пекинское метро станет самым протяженным в мире.

ПЕКИН, 17 июн - РИА Новости, Мария Чаплыгина. Строительство новой линии метро на северо-востоке китайской столицы лишает тысячи людей крова, бизнеса и спокойного сна.

Земельно-жилищные споры, неминуемо возникающие на пути стремительного развития страны, не новы в Китае. В преддверии Олимпиады в Пекине активно сносились старые, зачастую имеющие историческую ценность, жилые комплексы. Людей переселяли в комфортабельные многоэтажки за пределами четвертого, а то и пятого транспортного кольца. Из разных уголков страны периодически поступают сообщения о столкновениях местных властей и крестьян, чья земля (по закону принадлежащая государству) экспроприируется под более значимые нужды.

Развитие пекинской подземки - один из масштабных олимпийских проектов Китая, начатый задолго до Игр 2008 года и продолжающийся по сей день. К 2015 году общая протяженность линий составит 561 километр, против сегодняшних 200. Таким образом, уже через шесть лет пекинское метро станет самым протяженным в мире.

Амбициозная задача властей города заключается не только в том, чтобы сделать более удобным передвижение жителей Пекина между его отдельными районами, но и связать концы "большого" Пекина: центр и далекие сельские пригороды города. Так, новая, 15-я ветка метро должна соединить город с районом Шуньи - некогда сельской местностью, где сейчас расположены множество престижных коттеджных поселков, новейший международный выставочный центр, а также поселения мигрантов со всего Китая. Завершение строительства линии протяженностью около 48 километров намечено на 2013 год.

По данным китайских источников, создание каждого нового километра пекинской подземки стоит 500 миллионов юаней (73,27 миллиона долларов). По некоторым источникам, строительство 15 линии обойдется в 24,1 миллиардов юаней (3,5 миллиардов долларов). О том, включает ли эта сумма расходы на компенсации тем людям, которые в результате масштабного градостроительства вынужденно покидают насиженные места, неизвестно. Кому-то метро "у дома" значительно облегчит жизнь, а кто будет вынужден начать свою жизнь заново.

Метро пришло в ваш дом и баню

Строительство линии пекинского метрополитена номер 15 началось несколько месяцев назад. Ее жертвами уже стали раскидистые деревья вдоль улиц, где вскоре будут ходить поезда, и жители коттеджных поселков, чей сон нарушают практически круглосуточные работы под окнами дорогих домов, и рабочие-мигранты, приехавшие в Пекин из других провинций и обосновавшихся в близком пригороде столицы.

Люди, поддерживающие бурное развитие страны, пока оно не подходит слишком близко к их дому, пытаются бороться за свои права. Так поступают некоторые жители Цуйгэчжуана - деревни на окраине района Чаоян на северо-востоке Пекина.

Под угрозой сноса оказались в том числе частная баня и ресторан, принадлежащие жителю Пекина Ли Куйминь.

"Мой бизнес был абсолютно легален, в создание и работу этого комплекса я вложил 7 миллионов юаней (1,2 миллион долларов), сегодня на этом месте должна появиться станция метро, но кто компенсирует нанесенный мне ущерб?" - сказал РИА Новости бизнесмен, также владеющий компанией, реализующей металлооборудование.

Согласно документам, которые предприниматель не выпускает из рук, разрешение на аренду земельного участка, а также строительство на нем объекта площадью 700 квадратных метров было официально дано местными властями. Срок аренды - ноябрь 2014 года. Однако метро пришло в эти края раньше срока.

Государственные оценщики считают, что квадратный метр провинциальной бани стоит 1,2 тысяч юаней. Ее хозяин называет цифру в "по меньшей мере, 8 тысяч юаней за (квадратный) метр".

"Это мой бизнес, и я не намерен покидать это место на предлагаемых мне условиях", - говорит Ли Куйминь, который с раннего утра сторожит свое здание вместе с подчиненными. По их словам, распоряжение о сносе поступило еще в начале апреля, а несколько дней назад начались фактические работы. "Под покровом ночи стали приезжать люди и бить стекла, буквально накануне они приехали вновь, но, когда я вызвал полицию, скрылись", - рассказывает бизнесмен.

Сегодня перед покалеченным зданием, на котором владелец вывесил лозунги на алых полотнищах, гласящие: "Снос! Кто ответит за вложенные бизнесменом кровь и пот? Защитим свои права!" - выставлены машины бывших сотрудников. "Пусть сначала они рискнут разбить наши машины, а потом доберутся до здания", - говорит Ли Куйминь, показывая на свою BMW стального цвета.

"Мы обратились уже ко всем местным инстанциям, но ответа нет", - говорит он, демонстрируя множество печатей, поставленных некогда под контрактами аренды земли, и разрешениями на возведение здания чиновниками деревни Цуйгэчжуан, подчиненной правительству района Чаоян Пекина.

Все равны и равно бесправны

Ли Куйминь по крайней мере не лишен крова. Он, как и члены его семьи, прописаны в Пекине, его бизнес в столице, по его убеждению, легален и защищен по крайне мере осознанием этой легальности.

Тысячи соседей обезображенной сносом бани проживали здесь на птичьих правах - пекинские окраины населяют сотни тысяч мигрантов из других провинций. "К нам несколько дней назад пришли неизвестные, взломали замок и не дали нам даже закончить сборы", - рассказывает женщина по фамилии Ван из провинции Хубэй. Она и ее семья, приехавшая в Пекин на заработки, снимала дом у некоего "хозяина", где жила и держала салон массажа ног. "Сначала "отрезали" электричество, а потом и выселили в считанные часы, отказавшись даже объяснять что-либо, и не выплатив ни гроша", - говорит она. О том, чтобы искать хозяина или отстаивать права в этом случае речи не идет - рабочие мигранты ищут новое место для жизни в столице.

У коренных пекинцев происходящее вызывает однозначную реакцию, которой "грешат" жители всех столиц. "На что рассчитывают эти люди, когда в таком количестве едут в Пекин со всей страны? Если бы получить землю и построить на ней дом было бы так просто, почему сами пекинцы не могли сделать этого?" - отмечает в беседе с корреспондентом РИА Новости житель одного из коттеджных поселков, расположенных вдоль будущей линии метро Кан Ван. По его оценке, те, кто сегодня жалуется на несправедливость, "должны были думать о последствиях раньше" и "не полагаться на слова местных чиновников, которые вопреки законам и высшим инстанциям, руководствуясь собственной выгодой, раздавали разрешения, которые на поверку оказываются нелегитимными".

На просьбу РИА Новости прокомментировать ситуацию со сносом домов в районе Цуйгэчжуана в пекинском метрополитене ответили, что "компания занимается управлением уже построенных веток метро, вопросы, связанные со строительством не входят в ее компетенцию".

Согласно информации, представленной на сайте правительства района Шуньи, с начала работ по строительству 15-й ветки метро, "соглашения о компенсациях из-за снова жилых строений достигнуты с 30% владельцев недвижимости", "строительство идет успешно".

Приказ - переехать

Строительство метро или олимпийских стадионов - не единственный повод к началу масштабной миграции населения, инициированной государством. На протяжении нескольких лет Китай осуществляет проект поворота вод южной реки Янцзы в северные засушливые части страны. Планируется, что в рамках его реализации будут переселены 330 тысяч человек. Государство компенсирует расходы переселенцам, обеспечивая их новым жильем в новых районах или денежными выплатами.

Власти Китая руководствуются в этих вопросах постановлениями Госсовета КНР, а также решениями городских уровней. Размер компенсации не упомянут ни в одном из подобных документов, но утверждается, что "компенсация должна вычисляться с учетом места, назначения, площади помещения и другим факторам".

В отношении незаконных построек, в которых живет немалая часть населения Китая, закон строг: согласно решению Госсовета от 2001 года, "снос незаконных построек и временных строений с истекшим сроком разрешения на их возведение, не предусматривает компенсаций".

Как пояснили агентству в правительстве Цуйгэчжуана, район в настоящее время переживает не только строительство ветки метрополитена, но также готовится к еще большим изменениям: объединению со соседним районом Ванцзин, расположенным между четвертым и пятым транспортным кольцом.

Планируется, что на месте нынешних лачуг, в которых живут мигранты, провинциальных бань и ресторанов, появятся высотные типовые строения, куда и будет переселены сегодняшние владельцы домов.

По словам заместителя главы сельского правительства Ху Чжэнцзяня, тем, чьи дома подлежат сносу, "будет предоставлен выбор между денежной компенсацией и новым жильем". Он заверил, что в любом случае будут приниматься во внимание пожелания людей, их запросы и мнение. О том, учтут ли мнение жителей коттеджных поселков, некогда купивших дорогие дома вдали от шумного города и типовых застроек, власти не говорят.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала