Надежда Зубкова, ведущий налоговый консультант аудиторско-консультационной компании «Грант Торнтон», для РИА Новости.
В конце прошлого года власть активно рапортовала о налоговых изменениях, которые должны облегчить жизнь компаниям в непростое кризисное время. Поправки были приняты и вступили в силу. Большинство из них действительно выглядят вполне позитивно. Но дали ли они ощутимый эффект? По итогам почти закончившегося полугодия можно констатировать: к сожалению, нет. По крайней мере, для большинства компаний.
Наверное, самой громкой поправкой стало снижение налога на прибыль с 24 до 20 % с 2009 года. Теоретически, это конечно, отличная новость. Но кого волнует ставка налога на прибыль, если подавляющее число предприятий в этом году и, возможно, и далее будут в убытках? При этом более «тяжелый» НДС остается на прежнем уровне и чаще всего платится даже если фирма в глубоком минусе. Более того, третий по нагрузке на бизнес налог, ЕСН, снижать никто не собирается. Он вырастет, и пока непонятно лишь, с какого года.
Так что позитивный эффект от снижения такого базового налога, как налог на прибыль, можно поставить под большое сомнение. Кроме того, бизнесмены прекрасно знают, что вопрос налогового климата – это не только величина ставок налогов, но и так называемое налоговое администрирование. Иными словами, насколько «клиентоориентированы» налоговые органы: быстро ли можно получить документы, разобраться с ошибочными суммами, и наконец, рассчитывать на то, что во время налоговой проверки налоговики будут ориентироваться на положения закона (НК РФ) и позиции судов, а не руководствоваться выгодными для государства внутренними инструкциями по спорным вопросам и предъявлять абсурдные претензии с главной целью: повысить собираемость налогов. К сожалению, налоговое администрирование пока оставляет желать лучшего.
И это несмотря на то, что уже который год идет речь об ослаблении налогового «прессинга» в отношениях налогоплательщиков. Шаги делаются постоянные, но они разрозненные, а главное – формальные. То есть прописывают хорошую норму в НК, но на практике есть еще тысяча причин, которые мешают компаниям нормально обслуживаться в налоговых органах.
Допустим, не так давно установили, что в случае появления претензий у налоговой на счетах компаний можно «замораживать» ровно только ту сумму, которая значится в требовании инспекции Федеральной налоговой службы (ИФНС). Что же на деле? Налоговики либо просто не исполняют это требование закона, либо блокируют сумму, указанную в требовании, но на каждом счете компании, каковых у крупных компаний может быть немало. Более того, в случае, когда претензии сняты и компания имеет право распоряжаться своими средствами в полном объеме, налоговики все равно чинят препятствия, например, заставляя дожидаться получения банком решения о разблокировке счета по почте, вместо того, чтобы выдать такое решение на руки самой компании. Именно из таких неприятных «мелочей» и складываются отношения компаний и государства. И вред бизнесу от таких «мелких пакостей» может быть не меньше, чем от больших ставок налогов.
Еще одной головной болью компаний сейчас является пресловутая недобросовестность поставщиков. Схемы налоговой оптимизации с помощью компаний-«однодневок» всем известны. Фирмы перечисляют средства на компании, зарегистрированные по утерянным паспортам, которые не платят налоги, а сами, имея на руках формально правильные документы, учитывают у себя расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС.
Одно дело, когда фирмы идут на это осознанно – тогда они понимают, что им грозит в случае проверки. Налоговики научились вычислять такие фирмы, вызывать формальных директоров в качестве свидетелей и доказывать, что фирма налоги не платит, и, следовательно, использовалась для незаконной налоговой оптимизации.
Но есть и добросовестные фирмы, поставщики которых оказываются «однодневками». При этом никакой выгоды от общения с ними добросовестные компании не получают, разве что цены на товары и услуги таких поставщиков ниже.
Однако, обнаружив при налоговой проверке такую фирму, налоговики доначислят налоги именно «живой», и следовательно, платежеспособной фирме. Даже судебные споры по таким делам с налоговой в настоящее время – это лотерея. Потому что заранее отправить в налоговый орган запрос, платит ли налоги потенциальный поставщик, нельзя. Налоговые органы утверждают, что это налоговая тайна и делиться ею они не обязаны. Базы утерянных паспортов, или паспортов, уже замеченных в подобных схемах, в открытом доступе также нет. В результате над каждой фирмой дамокловым мечом висит риск того, что при проверке окажется, что налоги не перечислял поставщик, а расплачиваться за его недобросовестность надо покупателям.
Налоговые поправки, которые появляются в последнее время как из рога изобилия, – это благо, только они достаточно далеки от реальных проблем, с которыми сталкивается бизнес.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции