ЛЕ-БУРЖЕ (Франция), 16 июн - РИА Новости. Пассажирский ближнемагистральный самолет Sukhoi Superjet 100 совершил первый демонстрационный полет на открывшемся в понедельник авиакосмическом салоне во французском Ле Бурже. Там же Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) объявила о том, что первый полет ее следующего "суперсамолета" МС-21 состоится в 2014 году, а не в 2015-м, как было объявлено ранее.
В первый день авиасалона российскими авиастроителями было подписано и значимое соглашение - венгерская Malev намерена заказать 30 самолетов Superjet за 710 миллионов евро.
"Тушкам" придет замена
Поставки МС-21 начнутся в 2016 году, рассказал во время открытия салона президент ОАК Алексей Федоров, а строительство опытных образцов начнется уже с 2010 года.
Этот самолет, как и Superjet 100 (разработка компании "Гражданские самолеты Сухого" совместно с Boeing), будет строиться в широкой международной кооперации, отметил Федоров. По его словам, уже подготовлены конструкторские решения, и в 2009 году технические работы должны быть завершены.
В настоящее время идет выбор участников проекта.
Итоги тендера по двигателям для нового самолета будут подведены в августе к международному авиасалону МАКС-2009, сообщил Федоров. В тендере участвуют пять компаний, в том числе французская Snecma и английская Rolls-Royce, но некоторое преимущество есть у канадской Pratt & Whitney, давно и тесно сотрудничающей с российскими "Пермскими моторами", признал он.
Имена победителей тендера на поставки другого оборудования будут объявлены к концу года, сообщил президент авиакорпорации "Иркут" Олег Демченко. По его словам, поставщиками будут как российские, так и иностранные фирмы. "Мы поставили жесткое условие иностранным компаниям - если хотите участвовать в проекте, предпочтение будет отдаваться тем, кто найдет партнера в России", - сказал он.
При этом контракт на постпродажное обслуживание МС-21 с германской компанией Lufthansa Technik может быть заключен без объявления тендера, заявил Демченко. "Эта компания себя очень хорошо зарекомендовала на рынке гражданской авиации", - пояснил он.
МС-21 придет на смену самолетам Ту-154, Ту-204, а также Boeing-737 и Airbus А-320. Предполагается, что эта модель будет вместительнее, чем Superjet 100 (до 210 мест против 78-98). По техническому уровню МС-21 превзойдет существующие самолеты, многие его части впервые будут сделаны из углепластиков, а внедрение передовых технологий сделает его на четверть экономичнее и на 15% дешевле в эксплуатации по сравнению с обычными моделями. Стоимость проекта оценивается в 8 миллиардов долларов.
Он летает!
Другой амбициозный проект ОАК - Sukhoi Superjet 100 - уже реализован на практике и, как и анонсировалось ранее, был представлен широкой общественности в этом году в Ле Бурже. Его полет продолжался всего несколько минут и состоялся в условиях низкой облачности под проливным дождем.
Первый Superjet 100 был представлен публике 26 сентября 2007 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Там же 19 мая 2008 года он успешно совершил первый полет.
До конца текущего года планируется довести портфель заказов на него до 150 самолетов, заявил в понедельник журналистам глава корпораций "Сухой" и "МиГ" Михаил Погосян. Компания надеется, что общий объем продаж составит более тысячи самолетов, причем 30% из них пойдут на внутренний, а 70% - на внешний рынок, сообщил он.
В настоящее время самолет проходит сертификационные исследования, в этом году предполагается завершить их и в 2010 году получить сертификат Европейского агентства авиационной безопасности (EASA), сообщил Погосян.
По его словам, в производстве сегодня находятся 13 самолетов для авиакомпаний, и первые четыре самолета будут готовы к поставкам в конце 2009 года.
"Мы ставим задачу выхода к 2012 году на производство 70 самолетов в год и в перспективе - завоевание 20% мирового рынка самолетов, которые работают в классе региональных", - сказал глава корпорации.
Желающих приобрести Superjet 100 уже немало. Так, венгерская авиакомпания Malev намерена заказать 30 самолетов за 710 миллионов евро. Поставки начнутся с 2011 года по шесть машин в год, уточнил представитель компании "Гражданские самолеты Сухого", с которой Malev подписала соглашение о намерениях.
На космос денег не хватило
Гражданское авиастроение становится для России все более значимым направлением. "Мы поставили перед собой задачу войти в мировую элиту по строительству гражданских самолетов", - отметил Федоров.
Поддерживает такие проекты и государство. В частности, только на строительство МС-21 в федеральную программу заложены 3 миллиарда долларов, сообщил президент ОАК, добавив, что такой сильной поддержки проекта строительства самолета со стороны государства не было с 1990-х годов.
"Несмотря на мировой финансовый кризис, программа не была секвестирована, и все работы идут по графику", - сказал он.
При этом глава Роскосмоса Анатолий Перминов сообщил, что финансирование ряда предприятий космической отрасли РФ от основного госзаказчика - Минобороны РФ - из-за кризиса было задержано до мая 2009 года.
Даешь гражданские самолеты
Пока ОАК выпускает больше военной продукции, чем гражданской.
В перспективе холдинг "Сухой" и авиакорпорация "МиГ", которая войдет в ОАК в сентябре 2009 года, планируют уравнять военный и гражданский сегменты деятельности в соотношении 40 на 40%, а 20% бизнеса посвятить послепродажному обслуживанию, рассказал Погосян.
По его словам, сегодня "Сухой" и "МиГ" обеспечивают 20% мирового экспорта военной авиационной техники и 40% от общего объема продаж военной продукции Россией. "Это 8 миллиардов долларов портфель заказов", - добавил глава корпораций.
И военные - куда же без них?
В основном Россия торгует продукцией оборонного характера с развивающимися странами. Объем экспорта российских вооружений в страны Европы составляет всего 5-7% объема торговли по линии Рособоронэкспорта, сообщил генеральный директор этой компании Анатолий Исайкин.
Реализуемые совместные проекты тоже по большей части приходятся на государства "третьего мира".
Так, "Иркут", активно экспортирующий свою продукцию в Индию, Малайзию и Алжир, начал переговоры о "глубокой модернизации" поставленных в Индию Су-30МКI, сообщил Демченко.
"Это постановка на нашу платформу ракеты Brahmos. В этом году мы должны закончить технические переговоры. С таким вооружением появляется новый самолет. Как ударный самолет, он намного лучше, чем был, и равных на сегодняшний день в мире нет", - заявил он.
Истребитель Су-30 - один из наиболее востребованных самолетов корпорации. Как отметил Демченко, еще ни в одном учебном бою американские F-15 или F-16 не выиграли у нашей "сушки". "Других истребителей вообще не существует, Rafale и Eurofighter - неконкурентоспособны с нами", - добавил он.
Кроме того, "Иркут" законтрактовал 16 самолетов Як-130 для поставки в Алжир, сообщил Демченко. "Получены заявки еще на 150 самолетов Як-130, о чем мы ведем переговоры с Рособоронэкспортом", - добавил он.
"Ильюшин" - и нашим, и вашим
Партнеры проявляют активный интерес и к гражданской продукции российских авиапроизводителей.
Так, лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) может поставить до 10 гражданских самолетов российского производства различных типов в Непал, сообщил РИА Новости глава компании Александр Рубцов на открывшейся в понедельник юбилейной выставке в Ле-Бурже.
"Мы участвуем в тендере, и пока это наше предложение. И радует, что оно оказалось лучше большинства зарубежных", - сказал он, уточнив, что предложение касается поставки одного Ил-96, одного Ту-204-100 с опционом еще на один Ил-96 и три Ту-204-100.
Российские авиаперевозчики тоже не остаются в стороне от сделок. Во вторник ИФК планирует подписать с авиакомпанией "Атлант-Союз" соглашение по поставкам 30 самолетов Ан-148 и 15-ти Ту-204СМ общей стоимостью 1,2 миллиарда долларов, сообщил Рубцов.
По его словам, сроки поставки самолетов Ан-148 - с 2010 по 2013 годы, Ту-204СМ - с 2011 по 2014 годы.