Рейтинг@Mail.ru
Советский адронный коллайдер - загадки подмосковного подземелья - РИА Новости, 15.06.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Советский адронный коллайдер - загадки подмосковного подземелья

Читать ria.ru в
Дзен
Подземный туннель для российского адронного коллайдера достраивают в Протвино. В советские времена там хотели разместить редкое оборудование, а сейчас по нему катаются диггеры.

Подземный тоннель для российских ученых достраивают в Протвино. В советские времена там хотели разместить редкое оборудование, что будет сейчас - неизвестно, к тому же, стройке мешают диггеры.

Работы по созданию "подземного бублика" (так ученые в шутку называют советский долгострой) начались в 1984 году. Глубоко под землей планировали разместить мощнейший в мире (по тем временам) адронный коллайдер. Официальным заказчиком объекта выступал Институт физики высоких энергий в городе Протвино. В итоге за 11 лет силами бригад метростроя со всего СССР на глубине 60 метров был прорыт кольцеобразный туннель. Его длина 21 километр, что превышает протяженность кольцевой ветки московского метрополитена. Но строительство объекта завершить не успели – развал Советского Союза фактически поставил крест на одной из масштабных научных разработок.

"Этот коллайдер должен был стать самым мощным в 1995 году. Если бы его вовремя создали, то сегодня не было бы целесообразности строить БАК в Швейцарии", - рассказал РИА Новости заместитель директора Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ Виктор Саврин.

Недостроенный туннель представлял собой серьезную опасность. Большие размеры не позволяли его просто забетонировать, а затопление водой, признают ученые, и вовсе могло привести к экологической катастрофе в Московской, Тульской и Калужской областях. Несколько лет назад  государство выделило деньги для завершения строительства. Сегодня и без того сложную работу тормозят диггеры.

"После выходных, когда спускаемся на работу в туннель, видим, что наш электровоз стоит не на месте. Значит, диггеры опять катались на нем", - пожаловался горный мастер Борис Ошев.

По планам, полностью завершить строительство подземного кольца должны через три года. Сейчас большая часть объекта сдана ученым, но официально эти площади пока пустуют. Доступ журналистам на территорию запрещен, как она используется – неизвестно. В институте рассматривают несколько вариантов использования объекта. Возможно, через несколько лет в подземном туннеле под Протвино будут изучать космические лучи.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала