Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Министры финансов «большой восьмерки» на встрече в Италии 12-13 июня выразили надежду, что худшая часть мирового финансового кризиса, вероятно, уже позади. Более того, финансовая G8 начала задумываться о стратегии отхода от антикризисных мер, по мере того как глобальная экономика начнет оживать. Новым вызовом может стать ускоряющаяся инфляция.
Мировой экономике стало лучше
«Налицо признаки стабилизации наших экономик, в том числе восстановление фондовых рынков, снижение разрывов в процентных ставках, улучшение деловой активности и повышение уверенности потребителей, - гласит итоговое коммюнике конференции «финансовой восьмерки», прошедшей на юге Италии в городе Лечче. – Но ситуация остается неопределенной и сохраняются существенные риски экономической и финансовой стабильности».
Таков тон большинства нынешних заявлений чиновников ведущих правительств всего мира. После многомиллиардных вливаний государственных средств в экономику, произведенных в начале года в США, Европе и России с целью преодолеть кризис, сейчас любые, порой неоднозначные, экономические данные трактуется в позитивном свете.
Официальных лиц можно понять: экономика – не точная наука. Вложив в нее миллиардные суммы, правительства не имеют стопроцентных гарантий, что эти средства обязательно приведут к росту спроса, который, в свою очередь, вызовет экономический рост. Ключевое значение будет иметь деловая активность предпринимателей и уверенность потребителей в завтрашнем дне. Именно на них в первую очередь, рассчитаны оптимистичные заявления официальных лиц последнего времени, включая итоговое коммюнике встречи финансовой G8 в Лечче.
Тем не менее, в коммюнике из предварительного варианта не вошло упоминание об обнадеживающих данных в промышленном секторе. Его просто невозможно было оставить после обнародования в 12 июня данных о промпроизводстве в зоне евро за апрель. Они свидетельствуют о 21-процентном падении промышленности.
Министры финансов G8 также предупредили, что безработица может продолжить рост даже после того, как ведущие экономики начнут расти.
Как отойти от антикризисного управления?
Из прозвучавших в Лечче заявлений новой стала обеспокоенность финансовой G8 высоким уровнем государственных долгов и дефицитов бюджетов, к которым привело государственное стимулирование экономик. Увеличивающийся госдолг и дефицит госбюджета уже негативно сказываются на котировках облигаций Минфина США и курсе американского доллара.
«Финансовая восьмерка» решила подготовить необходимую стратегию по распутыванию проблем, к которым привели антикризисные меры, и по постепенному отходу от них, когда рост мировой экономики восстановится. Министры финансов «большой восьмерки» попросили МВФ подготовить им анализ данной проблематики.
Другим явным результатом антикризисных вливаний стала инфляция. Государственные денежные вливания привели не только к росту фондовых индексов, но и к росту цен на товарных рынках. Ярким тому примером стали мировые цены на нефть, скакнувшие уже выше отметки $70 за баррель.
Проблема лишь в том, когда прекратить антикризисные госвливания денег в экономику и приступить к мерам финансовой стабилизации. Уже давно понятно, что значительная часть денежных средств, выделяемых правительствами, не доходит до реального сектора и попадает в руки биржевых спекулянтов. Но США настаивают на том, что госстимулирование экономик надо продолжить, в Европе же все более сомневаются в эффективности денежных госвливаний.
Свою основную задачу – улучшение тона прогнозов – министры финансов G8 на встрече в Лечче выполнили. Теперь разговоры о том, как избежать коллапса мировой экономики, меняются на дискуссии о том, до каких пор проводить государственное стимулирование и когда же все-таки следует перейти к политике финансовой стабилизации и начать снижать вмешательство государства в экономику.
Российский министр финансов Алексей Кудрин также посодействовал мировой экономической стабильности, поддержав доллар.
На прошлой неделе из Банка России поступили сигналы, что он переведет часть своих резервов из гособлигаций США в другие активы, что негативно сказалось как на американских гособлигациях, так и на долларе. Но Кудрин в Лечче в интервью телевидению Bloomberg заявил, что он верит в доллар и никаких немедленных планов о переходе к новой резервной валюте у российских властей нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции