15 июня по церковному календарю - начало Петрова поста. Верующие соблюдают его в память о двух самых почитаемых из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа, апостолов Петра и Павла.
Завершается Петров пост 12 июля. А вот начальная его граница подвижна - она зависит от того, когда праздновали Пасху. Длится пост от полутора месяцев до недели и одного дня. В народе Петров пост называли "петровки" или "петровка-голодовка". Петров пост не такой строгий, как Великий. Во все дни нельзя есть мясные и молочные продукты, а также яйца.
Святые апостолы были очень разными : Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел - сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр - верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь. Павел - злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший. Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум - два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста?
Об установлении Петрова поста существует две версии. Чаще всего говорится о том, что мы постимся после Пятидесятницы в подражание апостолам, постом и молитвой готовившим себя к тому, чтобы выйти на всемирную проповедь Евангелия.
Однако известный диакон Андрей Кураев не согласен с такой версией: «В чем же именно мы подражаем апостолам? - восклицает он. - Скажите, почему мы подражаем апостолам в подготовке к делу и не подражаем в самом деле? Ведь получается как если бы мы основательно и упорно готовились к бою, а вместо боя отправились на пикник».
Отец Андрей утверждает, что в третьем веке, когда встречается первое упоминание об этом посте, он никак не связывался с апостолами, а «считался компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься перед Пасхой, да постятся по окончании праздничного ряда (от Пасхи к Троице)». А так как христианам всегда была свойственна соборность, то многие из тех, кто не нарушал Великого поста, постились также и в эти дни вместе с опоздавшими - из благочестивого стремления к подвигу.
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, - пишет святой Лев Великий (V век), - чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа».
«Ибо мы не сомневаемся, - объясняет святой, - что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения... преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований...»
Правильный пост, напоминает дьякон Андрей Кураев - это «борьба за человеческое в самом себе», поставить духовное выше телесного. «Если это удалось, - говорит он, - то тогда душа будет благодарна тебе за свое вызволение от липучек. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а в итоге еда становится более дорогой и вкусной - то это извращение самой сути поста».
«Так что правильный пост - это радость, - заключает отец Андрей. - Как и правильно переживаемое православие».
Как правильно питаться в дни Петрова поста
Устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба. На практике же Петровым постом миряне воздерживаются от пищи животного происхождения, от рыбы - только в среду и пятницу.