МОСКВА, 12 июн - РИА Новости, Иван Захарченко. В пятницу в Иране пройдут президентские выборы, которые обещают стать беспрецедентными за всю 30-летнюю историю исламской республики по накалу страстей и активности избирателей. От результатов голосования будет зависеть, останется ли у власти открыто называемый "диктатором" Махмуд Ахмадинежад, однако изменится ли иранское общество в случае его поражения, пока говорить рано.
В предвыборной кампании, проходящей остро и превратившейся в "войну компроматов", помимо самого Ахмадинежада участвуют его главный соперник, бывший когда-то премьер-министром Мир-Хоссейн Мусави из лагеря так называемых "реформаторов". В числе кандидатов - бывший спикер парламента, еще один сторонник перемен Мехди Кяруби и независимый, но консервативно настроенный бывший глава корпуса "стражей исламской революции" Мохсен Резаи.
Под шум выступлений своих сторонников и противников все кандидаты обещают лучшую жизнь, но ни один из них не имеет четкой программы, не предлагает конкретных мер и каждый дает только декларативные обещания лучшей жизни.
Хотя предвыборные опросы показывают, что уже в первом туре 55% голосов получит 52-летний Ахмадинежад, его соперники оспаривают эти прогнозы. Напомним, что он пришел к власти в 2005 году, когда многие сторонники обновления в Иране просто не ходили голосовать. Теперь, как полагают местные наблюдатели, они готовы идти на выборы, чтобы Ахмадинежад потерпел поражение. Не стоит забывать, что в Иране существует Корпус стражей исламской революции и полувоенизированные формирования "басидж", бойцы которых могут проголосовать по приказу за того кандидата, который им будет назван.
Тем не менее, нельзя недооценивать сторонников 67-летнего Мусави, который в годы войны с Ираком не допустил развала иранской экономики серией жестких и эффективных в тех условиях мер. Двух соперников сравнивают то со Сталиным и Горбачевым, то с Джорджем Бушем и Бараком Обамой, полагая, что иранцы, также как и американцы, хотят перемен и готовы проголосовать за кого угодно, только не за президента, который им уже изрядно надоел. Ахмадинежада критикуют за экономические проблемы, включая рост цен на жилье, и внешнеполитическую изоляцию Ирана, которая мешает ему играть более активную роль в регионе и избавиться от международных санкций.
По оценке некоторых наблюдателей, нынешний президент Ирана не объединяет людей, а наоборот разъединяет их. Но, называя Ахмадинежада "диктатором", Мусави сам может не оправдать надежд своих сторонников с учетом того, что и восемь лет реформистского правления Мохаммада Хатами закончились приходом к власти Ахмадинежада после провала планов иранской "перестройки". Поэтому не факт, что смена его противниками фундаментализма в Иране, приведет к реальным переменам.
Что касается будущего ядерной программы Ирана, то изменений в этой области наверняка не стоит ожидать. Достаточно вспомнить, что она была начата не при Ахмадинежаде, а при правительстве Мир-Хоссейна Мусави. С другой стороны, в случае его победы на выборах иранский курс в ядерной области может стать более открытым для международного сообщества, и нельзя исключить, что Тегеран согласится прояснить какие-то вопросы, которые остаются пока неясными для МАГАТЭ.
Как будут складываться отношения Ирана с США, также во многом будет зависеть от того, удастся ли иранцам убедить мировое сообщество в том, что их программа обогащения урана не направлена на создание ядерного оружия. Пока этого не произойдет, Иран будет сталкиваться с санкциями со стороны СБ ООН и не выйдет из международной изоляции, а реформы будут находиться под угрозой нападок со стороны иранских фундаменталистов.