12 июня 2009 года исполнилось 20 лет со дня заключения правительствами СССР и США соглашения о предотвращении опасной военной деятельности.
12 июня 1989 года было заключено «Соглашение между правительствами СССР и США о предотвращении опасной военной деятельности». С американской стороны его подписал прибывший для этого в Москву председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал Уильям Крау, с советской – начальник Генерального штаба Вооруженных Сил генерал армии СССР Михаил Моисеев.
Уже с 1 января 1990 года Соглашение вступило в законную силу.
После распада СССР Россия и США договорились о том, что этот документ продолжает действовать.
Соглашение должно было свести к минимуму риск возникновения случайных вооруженных конфликтов между воинскими подразделениями СССР и США в мирное время, главным образом во время проведения учений. К моменту подписания Соглашения военные двух стран убедились в том, что использование появившихся в их распоряжении новых систем вооружений – в первую очередь использующих лазеры (в средствах локации и т.д.), может привести к тому, что противоположная сторона воспримет их применение как нападение. Ответные меры могут оказаться жесткими и конфликт станет неизбежен. Ситуация дополнительно осложнялась тем, что военные маневры обеих сверхдержав в любой точке планеты в тот период обязательно сопровождались присутствием разведывательных или боевых подразделений противоположной стороны, которые пользовались этим моментом для проведения «контручений» и изучения боевых возможностей потенциального противника. Как следствие этого, в случае каких-либо отказов техники вдали от своей собственной территории, экипаж терпящего бедствия самолета или корабля мог оказаться на чужой территории. Из-за отсутствия связи между соперничающими военными подразделениями сторон это тоже могло быть воспринято как акт агрессии и, соответственно, привести к самым тяжелым последствиям.
«Соглашение о предотвращении опасной военной деятельности» ввело четкие ограничения на применение лазеров и систем постановки помех, использование которых могло привести к опасным последствиям. В числе перечисленных в документе опасных видов деятельности фигурировали:
1. Применение лазеров, таким образом, когда их излучение может причинить вред персоналу или нанести ущерб технике вооруженных сил другой Стороны.
2. Затруднение действий персонала (техники) вооруженных сил другой Стороны в районах особого внимания таким образом, когда это может причинить вред персоналу или нанести ущерб технике.
3. создание помех сетям управления, которые могут привести к причинению вреда персоналу или нанесению ущерба технике вооруженных сил другой Стороны». (Статья II).
Соглашение оговаривало, какие именно военные должностные лица и на каких конкретно радиочастотах должны выходить на связь с противоположной стороной в случае возникновение потенциально опасной ситуации (Приложение I). В случае отсутствия возможности радиосвязи урегулирование инцидентов с чужими самолетами и кораблями, попавшими в форс-мажорную ситуацию, предписывалось вести с помощью специально перечисленных визуальных сигналов.
Наконец Приложение II описывало «процедуры оперативного урегулирования мирными средствами любых инцидентов, которые могут возникнуть при вхождении персонала (техники) вооруженных сил одной Стороны в пределы государственной территории другой Стороны, совершаемом в силу форс-мажорных обстоятельств или вследствие непреднамеренных действий».
С момента вступления в силу «Соглашение между правительствами СССР и США о предотвращении опасной военной деятельности» риск возникновения войны из-за нелепой случайности в ходе учений одной из сторон снизился на порядок.
Впоследствии подобная же модель договоренностей использовалась российской военной дипломатией во взаимных договоренностях с другими странами мира.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников