Виктор Литовкин, «НВО», специально для РИА Новости.
На прошлой неделе начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров собрал журналистов, чтобы подвести первые итоги «придания нового перспективного облика» Российской армии. Вслед за ним о преобразованиях в подчиненных ему частях рассказал командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Николай Соловцов.
Во встрече, которая была организована комиссией Общественной палаты по делам военнослужащих, ветеранов и членов их семей в подмосковном Балабаново, участвовал также и первый заместитель министра обороны генерал-полковник Александр Колмаков. В тот же день с руководителями СМИ, как говорят неофициальные источники, беседовал и министр обороны Анатолий Сердюков.
И такие встречи руководителей военного ведомства с журналистами, надо думать, не случайны. Если вспомнить, что перед этими событиями информационные агентства передали сообщение о письме группы депутатов Государственной думы, направленной президенту и премьеру страны, то становится понятна такая активность. В том письме, как знают читатели, члены Комитета по обороне ГД предложили руководителям государства приостановить военную реформу, прекратить увольнение из армии 200 тысяч офицеров, ликвидацию отряда прапорщиков и мичманов, а так же превращение дивизий в бригады, особенно на западном и восточном направлении. Все эти факты указывают на то, что споры вокруг проводимой сейчас модернизации Российской армии и Военно-морского флота вышли на новый публичный уровень. И каждая сторона в нем отстаивает свою позицию.
Противники реформ утверждают, что их невозможно проводить, если не утверждена новая Военная доктрина, в правовых документах, подписанных президентом и одобренных Советом безопасности, не уточнены реальные угрозы стране, не поставлены конкретные задачи перед вооруженными силами, не названы даже вероятные противники. Только после получения таких основополагающих указаний, говорят они, можно понять, к каким войнам должна готовиться армия, какова должна быть ее структура, состав войск, вооружение и способы ведения боевых действий.
Начальник Генштаба генерал Макаров со своей стороны утверждает, что состояние вооруженных сил дошло до такой точки, а это наглядно показала операция по принуждению к миру грузинского агрессора в августе прошлого года, что ждать больше некогда. Надо армию спасать. Все предложения по будущей Военной доктрине министерством обороны переданы в Совет безопасности. Они будут учтены в разрабатываемом документе, а сейчас нужно срочно проводить реформу.
Генерал на встрече с журналистами прошелся по всему спектру угроз, которые окружают Россию по периметру ее границ. Начиная от США и НАТО, заканчивая проблемами с Украиной, Грузией и ситуацией в Афганистане и на Восточных границах, где стране предъявляются территориальные претензии. Напомнил, что основной упор военной реформы направлен на создание частей постоянной боевой готовности (по его словам, уже почти половина всех частей стали такими). Они полностью укомплектованы по штатам военного времени и оснащены самыми современными видами оружия и боевой техники, системами обеспечения боя – разведки, навигации, целеуказания, связи, радиоэлектронной борьбы. Идет пересмотр всей системы подготовки офицерских кадров. Они должны стать не только специалистами военного дела, но и высокообразованными, физически совершенными, культурными и интеллигентными людьми, менеджерами самого высокого, государственного уровня. В качестве примера тщательного отбора таких специалистов, генерал Макаров заметил, что теперь в Академию Генерального штаба вместо ста двадцати человек, как было еще в прошлом году, приняли только 16. И все они прошли очень сложный конкурс – по пять человек на место. В том числе и по физической подготовке.
Правда, именно на эту поспешность с проведением военной реформы и указывают ее оппоненты. Называя преобразования до конца не продуманными и не выверенными, не обеспеченными финансовыми и социальными ресурсами. Особенно сегодня - в ситуации не закончившегося экономического кризиса.
Офицерские должности сокращают, людей выводят за штат, а уволить их не могут. Не хватает средств на выплату выходного пособия, а так же положенных людям по закону квартир. Без «крыши над головой» среди кандидатов на увольнение около 60 тысяч. А запланировано приобрести в 2009 году за счет всех возможностей только 45 тысяч квартир. Да и то эта задача, как утверждают оппоненты, представляется мало выполнимой. Цены на рынке жилья намного выше тех, что может заплатить военное ведомство. Кроме того, мало кто из строителей или владельцев фирм, обладающих пустующими или достраивающимися квартирами, готов пойти навстречу минобороны и снизить цены на свою продукцию.
Отсюда и предложение группы депутатов притормозить сокращение офицерских кадров, подготовить социальную почву для этой цели и только потом увольнять, так называемых, «лишних», не вписывающихся в новый, перспективный облик армии.
Им возражает статс-секретарь-заместитель министра обороны Николай Панков. «Мы не так много увольняем, - говорит он. – По плану 2009 года должны уйти в запас только 36 тысяч офицеров. В первом полугодии их было 10 тысяч. Из которых только 3200 человек ушли по оргштатным основаниям. Остальные – по возрасту, по состоянию здоровья, окончанию или невыполнению сроков контрактов или по собственному желанию. Последних четыреста».
У оппозиции – другие цифры. Там говорят о том, что выведенные за штат офицеры перестают получать положенные в этом случае после трех месяцев деньги, их вынуждают увольняться не по организационно-штатным основаниям, связанным с военной реформой, а по собственному желанию. И в этом случае они не могут получить, как положено, 20 окладов. Приводят примеры, когда наиболее «строптивых», кто отказывается переезжать к новому месту службы (из Москвы в Сибирь или на Дальний Восток) увольняют по аттестации или за невыполнение условий контракта, что так же влечет за собой отсутствие выходного пособия. Словом, на каждый аргумент одной стороны находится аргумент другой и, конечно, найти согласие между реформаторами и «консерваторами» очень трудно. Тем более, когда речь идет о людских судьбах и боеготовности вооруженных сил. И что тут - первично, что – вторично, вопрос на сегодняшний день неоднозначный.
И хотя реформаторы утверждают, что концептуально они абсолютно правы и их решения поддержаны и одобрены президентом и председателем правительства, коррективы, как показывает практика, все же необходимы и возможны. Это доказывает и ситуация с преобразованиями резерва Верховного главнокомандующего – Воздушно-десантных войск. После назначения командующим ВДВ Героя России генерал-лейтенанта Владимира Шаманова решено приостановить расформирование управления 106-й Тульской дивизии ВДВ.
В десантных войсках не будут создавать десантные бригады вместо дивизий. Признано, что дивизия ВДВ – та самая оперативно-тактическая единица высокой степени боевой готовности, которая может быстро и эффективно решать поставленные перед ней боевые задачи. Что, кстати, и продемонстрировали прошлогодние августовские события в Южной Осетии и Абхазии.
Более того, в Московском и Ленинградском военных округах будет создано по одной десантно-штурмовой бригаде. Организационно они станут входить в состав округов и Сухопутных войск, но боевую и десантную подготовку проходить в составе ВДВ. Для придания десантникам мобильности в Смоленске будет развернут вертолетный полк в составе 60 винтокрылых машин, на которых «голубые береты» смогут быть переброшены на любое оперативное направление, где возникнет такая необходимость.
Есть признаки и других корректировок военной реформы. Ее широкое обсуждение поможет избежать серьезных просчетов, которые могут опять привести к ненужным провалам, как это не раз случалось за последние двадцать лет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции