Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят наиболее экономически-развитые государства, в том числе США, ЕС, Британия, Япония и т.д., опубликовала данные об экономическом положении стран-участниц. Рассчитанный экспертами Организации «сводный индекс» позволяет утверждать, что крупнейшие экономики мира близки к выходу из рецессии, а вот экономики развивающихся стран, в том числе и тех, кому прочили скорый и относительно безболезненный выход из кризиса, продолжают падение.
Сводные индикаторы для зоны ОЭСР по итогам апреля по сравнению с мартом выросли на 0,5 пункта. Особенно хорошо обстоят дела в странах Европы – «сводный индекс», рассчитанный для 16 стран еврозоны, по отношению к предыдущему месяцу подрос на 0,8 пункта. Конечно, если сравнить апрельский показатель с аналогичным периодом прошлого года, то картина будет не столь радостной – по Европе падение составит 6,3 пункта.
Впрочем, в ОЭСР понимают, что статистических данных пока маловато, а потому судить наверняка, является ли нынешнее улучшение временным, или это начало позитивного тренда, пока рано. И все-таки эксперты Организации склонны считать апрельские показатели сигналами о том, что экономики, по крайней мере ряда стран, например, Британии, Франции, Италии и Канады, миновали нижнюю точку.
Такой оптимистический взгляд разделяют далеко не все экономисты. К примеру, один из участников недавно завершившегося Петербургского экономического форума профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини (в 2007 году прогнозировал мировой кризис) считает, что мировая экономика находится «в чаще кризиса», рецессия будет продолжаться еще девять месяцев, а ее последствия, в частности финансовые дисбалансы, будут сказываться не меньше двух лет. Кроме того г-н Рубини напомнил: бюджеты многих государств наращивают дефициты, поэтому не исключено, что после некоторого оздоровления мир захлестнет вторая волна экономического кризиса.
Если по поводу ближайших экономических перспектив развитых стран эксперты готовы спорить, то мрачное будущее развивающихся, и прежде всего сырьевых экономик, похоже, сомнений не вызывает. Эксперты ОЭСР констатируют отрицательную динамику в большинстве стран, не входящих в Организацию, и предупреждают, что там спад лишь усиливается.
Подобное заявление идет вразрез с утверждениями экономистов из группы крупнейших развивающихся стран – БРИК, не раз выступавшими с прогнозами о том, что государства их группы переживут кризис с меньшими потерями и преодолеют его раньше, нежели большинство развитых стран. Эксперты ОЭСР считают, что поводов для подобного оптимизма нет. Да и саму БРИК из-за слишком больших различий в экономиках стран-участниц нельзя рассматривать, как единый блок. Индустриальная экономика Китая, скорее всего уже миновала дно, позиции Индии не столь однозначны, а экономики Бразилии и России продолжают уверенное падение, и в ближайшие два-три месяца ни на какое улучшение рассчитывать не стоит.
Выводы специалистов ОЭСР подтверждаются данными российских чиновников. Напомним, на открытии Петербургского экономического форума президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что экономика находится на пике кризиса. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина признала, что пакет антикризисных мер для страны до сих пор не сформирован, заявлены лишь цели, которых правительству хотелось бы достичь. А министр финансов РФ Алексей Кудрин поведал, что бюджетный дефицит в 2009 году вместо запланированных 8% может составить 10%. Бюджет будущего года тоже будет дефицитным, г-н Кудрин называет цифру в 6%. На латание бюджетных дыр уйдут остатки резервного фонда, а начиная с 2010 года России придется занимать на внешнем рынке порядка $10 млрд в год.
При этом представители делового сообщества упрекают российские власти в том, что те не пытаются взять ситуацию под контроль, а предпочитают «плыть по течению», надеясь на благоприятную мировую конъюнктуру. Иного, впрочем, ждать и не стоит, ведь, несмотря на многочисленные заявления о необходимости создания в стране инновационной экономики, Россия по-прежнему остается сырьевой периферией развитых стран. Более того, отечественные наблюдатели отмечают тенденции, позволяющие говорить о еще большей консервации сырьевой модели.
В пользу этого вывода, например, говорит структура иностранных инвестиций. Последний пример: 8 июня правительственная комиссия по иностранным инвестициям одобрила семь новых сделок, связанных с реструктуризацией стратегических активов в горнодобывающей промышленности, золотодобыче и машиностроении. По словам российского премьера Владимира Путина, подобные сделки повысят конкурентоспособность российских предприятий и помогут преодолеть последствия мирового кризиса. Но независимые экономисты отмечают, что иностранцев в РФ по-прежнему интересуют лишь сырьевой сектор и торговля. Что, впрочем, не удивительно, ведь политика российских властей свидетельствует о том, что курс на создание инфраструктуры для экспорта сырьевых ресурсов остается неизменным.
Как это может отразиться на ближайших экономических перспективах России? Скорее всего, не лучшим образом: британский экономист Джон Росс еще 10 лет назад подметил интересный феномен – в период общего экономического подъема цены на сырье и полуфабрикаты растут быстрее, чем цены на готовую продукцию, а в период экономического спада, наоборот, полуфабрикаты и сырье дешевеют быстрее готовых продуктов. Иными словами, экспорт РФ, скорее всего, будет дешеветь гораздо быстрее ее импорта. В этой ситуации вряд ли стоит рассчитывать на скорое преодоление экономического кризиса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции