МОСКВА, 9 июня - РИА Новости. Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) могут стать лидерами мировой экономики, но вряд ли смогут создать влиятельную международную организацию в силу значительных различий по уровню развития, структуре экономике и культуре, считает один из ведущих российских экономистов, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
"Естественный темп роста развитых стран - 2-3% в год против 7-8% в развивающихся странах. Но из этого не следует, что развитые страны приходят в упадок, а страны БРИК обгоняют их и вырываются в лидеры. Лидерами они смогут стать только тогда, когда преодолеют своеобразный культурный барьер", - отметил он в интервью РИА Новости.
По мнению Ясина, только преодолев этот барьер, у стран БРИК появятся стимулы для инноваций, они смогут стать активными игроками на мировом рынке. "Пока такого рода поворотов не видно", - добавил эксперт.
Ясин считает, что наиболее влиятельной страной в четверке является Китай "в силу многочисленности своего населения, огромных резервов внутреннего рынка и дешевой рабочей силы".
"У Китая, безусловно, наибольшие возможности для роста в течении еще 15-20 лет", - прогнозирует он.
Ясин пояснил свой прогноз тем, что Китай проходит фазу поздней индустриализации и обладает большими человеческими ресурсами. В КНР проживает около 200 миллионов человек сельского населения, которые для сельского хозяйства избыточны и будут стремиться в города и трудоустраиваться на промышленных предприятиях.
"Что касается других стран БРИК, - России, Индии и Бразилии, - то в них вопрос рабочих мест имеет самую большую остроту", - сказал Ясин.
К барьеру!
Он отметил наличие серьезного культурного барьера в Индии. "В Индии 800 миллионов населения - сельское, находящееся во власти очень консервативной религии, которая, в частности, обуславливает то, что 35% населения Индии неграмотны, а 40-50 миллионов детей не учатся", - говорит он.
Россия, по словам эксперта, занимает промежуточную позицию и уже является индустриальной страной. "Индустрия не такая конкурентоспособная, как на Западе, но она занимает большую часть российского населения. Резервов, чтобы вовлекать новую рабочую силу, мы не имеем. И это характеризует некоторое сходство нас с развитыми странами", - сказал он.
Но одновременно у России есть свойства, которые позволяют отнести ее к развивающимся странам. "Это культурная отсталость, я не боюсь этих слов. Нам с точки зрения культуры хвастаться нечем", - считает эксперт.
По его словам, пока он сам и большинство жителей России гордятся только достижениями прошлого: "Пушкин, Толстой - это наше прошлое, которым надо гордиться. Но что сейчас? Какие козыри есть на руках?"
Ясин полагает, что основная культурная проблема России связана с тем, что человек, его жизнь и достоинство до сих пор не являются главной ценностью. "Наш культурный барьер и заключается в том, что нет должного отношения к человеку", - говорит он.
Ясин считает, что "Россия ближе других стоит к культурному барьеру, у страны нет уже возможностей откладывать его преодоление". "Но зато для нас он ниже, чем для других стран. Мы страна европейской культуры, а значит, нам присущи те ценности, что и европейским народам", - сказал он.
Клуб без общих интересов
Эксперт скептически относится к возможностям БРИК создать влиятельную международную организацию. При этом Ясин напомнил, что G7 тоже не является международной организацией, но вес ее в мире таков, что к мнению этой группы стран прислушиваются все остальные.
"У БРИК нет такого будущего, я думаю, что он останется неформальным клубом по существу и по форме", - заявил Ясин.
Он пояснил, что страны развивающейся четверки очень разные по уровню развития, структуре экономике и культуре. "Их ничто не объединяет, и они не могут объединиться, чтобы, например, контролировать мировую экономику. У них совершенно разные задачи и фактически нет общих интересов, как, скажем, у ОЭСР", - сказал эксперт.
Ясин отметил, что страны будут продолжать двустороннее сотрудничество друг с другом, но создать "некий пул, который будет диктовать правила игры для всего мира", по его мнению, не удастся.
Ни рубля, ни юаня
По его словам, превращение национальных валют стран БРИК в резервные мировые валюты - дело не ближайших лет.
"Рубль может стать резервной валютой, но только при одном условии: если будет высокий уровень доверия к российским институтам со стороны других стран, а это возможно только в том случае, если высокая степень доверия к российским институтам будет со стороны собственного народа", - уверен эксперт.
Вторым немаловажным фактором, который может послужить изменению статуса рубля, должна стать диверсификация производства. Россия не должна зависеть от сырьевого рынка.
Ясин считает, что пока разговоры о превращении рубля в резервную валюту преждевременны.
"Так мотивируются наши амбиции, желание показать, что Россия встала с колен, но этого недостаточно, нужно иметь более сильную опору. Хочется верить, что эту задачу мы со временем решим", - сказал он.
Пока же российский рубль может стать только региональной резервной валютой, "если мы со своими ближайшими соседями (Казахстаном, Белоруссией, Киргизией) договоримся о расчетах в рублях", считает эксперт.
Что касается юаня и его возможностей стать резервной валютой, то эксперт выделил два обстоятельства, которые пока препятствуют этому.
"Юань неконвертируемая валюта, поэтому вопрос закрывается. А сделать ее конвертируемой, - значит, после выхода на рынок фиксируемый государством курс юаня резко повысится, а способности китайского экспорта резко упадут", - объясняет Ясин.
Соответственно, высокие темпы роста экономики Китая при принятии решения о свободной конвертации национальной валюты станут невозможны.