МОСКВА, 9 июн - РИА Новости. Госдума на заседании во вторник рассмотрит в первом чтении законопроект о введении ликвидационного неттинга, о сокращении пунктов пропуска леса на границе, а также заслушает доклад главы минрегионразвития о жилсубсидиях для северян.
По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова, поправки в Таможенный кодекс сокращают количество лазеек для незаконного вывоза заграницу российского леса.
"Лес, который является нашим богатством, сравнимым с нефтью и газом, вывозится контрабандным образом, и пресекать эти правонарушения достаточно сложно, один шагов - это уменьшение пунктов пропуска", - сказал Грызлов журналистам.
По его словам, правительство будет разрабатывать нормативный акт, которым уменьшит количество пунктов пропуска, через которые можно вывозить лес с нынешних 421 до 121 пункта.
Для того, чтобы правительство смогло подготовить такой документ, Госдума внесет соответствующие поправки в Таможенный кодекс.
Госдума также на заседании во вторник заслушает доклад министра регионального развития Виктора Басаргина о состоянии дел в вопросе обеспечения жилищными субсидиями граждан, которые уезжают из районов Крайнего Севера. С основным докладом выступит глава Минрегионразвития, информацию министерства финансов представит замглавы министерства Антон Силуанов.
Ликвидационный неттинг
Также палата рассмотрит в первом чтении законопроект о введении механизма ликвидационного неттинга.
Ликвидационный неттинг представляет собой законодательно закрепленное обеспечение партнеров по срочным сделкам правом одними из первых получать деньги при банкротстве контрагента.
Одним из главных факторов, серьезно сдерживающих развитие срочного рынка, является отсутствие однозначной возможности использования механизма ликвидационного неттинга в отношении всех финансовых сделок, заключенных в рамках единого договора, в случае введения процедур банкротства в отношении одной из сторон по договору.
Законопроектом устанавливаются основные требования к порядку определения нетто обязательства (сумма денежных средств, которая должна быть списана или зачислена на торговый счет для осуществления окончательных расчетов по сделкам). В частности, законопроектом установлен порядок расчета денежных обязательств, связанных с неисполнением обязательств по финансовой сделке, связанных с поставкой товара, ценных бумаг, валюты или иного имущества. При определении нетто-обязательства будет применяться общая процедура, в соответствии с которой определение нетто-обязательства будет осуществляться кредитором путем заявления соответствующих требований в рамках процедуры банкротства должника, либо арбитражным управляющим путем предъявления к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании.
В то же время с целью исключения злоупотреблений данным инструментом в ходе конкурсного производства, представляется необходимым в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) установить признаки и характеристики соответствующих договоров, категорию сделок, в отношении которых допустимо проводить ликвидационный неттинг, а также порядок определения нетто обязательства.
Учитывая то обстоятельство, что согласно статье 1062 Гражданского кодекса РФ судебная защита по срочным сделкам ограничена субъектным составом и предоставляется только в случае, если хотя бы одной из сторон по такой сделке является юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление банковских операций, операций на рынке ценных бумаг, аналогичный подход должен быть использован и при регулировании аналогичных сделок в ходе процедур банкротства.
Кроме того, при регулировании процедур ликвидационного неттинга необходимо также регламентировать право конкурсного управляющего в части отказа от исполнения финансовых сделок должника (от исполнения договоров и иных сделок), заключенных в рамках единого договора. Так, согласно действующему законодательству, используя право отказа от исполнения сделок, конкурсный управляющий может отказаться от части заключенных в рамках единого договора сделок с финансовыми инструментами, которые с точки зрения должника находятся "вне денег". Это приведет к нарушению целостности механизмов определения нетто обязательства. Для устранения отмеченного противоречия предлагается явно установить, что управляющий вправе отказываться от исполнения срочных сделок, заключенных в рамках единого договора, только в отношении всех существующих между кредитором и должником обязательств, объединенных таким соглашением.
В настоящее время положения о неттинге финансовых обязательств действуют практически во всех странах с развитой экономикой. В частности, соответствующие положения нашли отражение в законодательстве практически всех стран Евросоюза, а также Австралии, Бразилии, Канады, США, ЮАР, Японии и других.
Внесение предлагаемых законопроектом изменений позволит создать условия для развития национального биржевого и внебиржевого рынка финансовых инструментов. Российские компании и банки, а также государственные предприятия и другие организации госсектора получат более широкие возможности для осуществления операций хеджирования (страхования рисков). Становление данного сегмента финансового рынка и снижение рисков вложения в российские активы, в свою очередь, создаст новые благоприятные возможности инвестирования на российском рынке капитала. В целом, принятие соответствующих законодательных норм, направленных на снижение системных и кредитных рисков, будет способствовать углублению, расширению и повышению устойчивости российского финансового рынка, денежного рынка и рынка капитала.