Мария Аппакова для РИА Новости.
Многие международные наблюдатели, внимательно следившие за ливанскими парламентскими выборами, вздохнули с облегчением – оппозиционный блок «8 марта», основную вдохновляющую силу в котором составляет шиитское движение «Хезболлах», не смог одержать победу. Коалиция «14 марта» во главе с Саадом Харири снова, как и в 2005 году, выиграла выборы, получив более 70 из 128 мест в парламенте.
Но можно ли назвать это поражением оппозиции, особенно с учетом того, что все 11 кандидатов, выдвигаемых «Хезболлах» в парламент, получили депутатский мандат? «Хезболлах» подвели союзники. Но в итоге это даже оказалось как нельзя кстати: «Хезболлах» сохранила лицо и своих сторонников.
Зато тот факт, что блок «8 марта» не получил большинства в парламенте, заставил порадоваться тех, кто с опасениями ждал итогов ливанских выборов, в первую очередь в США, Европе и Израиле и в ряде арабских стран.
Ливанские выборы - это крупная геополитическая игра, с одной стороны которой выступали США и Франция в компании с Саудовской Аравией, а с другой был Иран. На кону региональная стабильность. И эта ставка настолько высока, что, несмотря на общепринятые принципы внешнего невмешательства во внутренние дела той или иной страны, особенно в преддверии выборов, у некоторых международных игроков, в первую очередь у США, сдавали нервы. Ведь победа блока во главе с «Хезболлах» была вполне вероятна, так же как был вероятен сценарий равного набора голосов обеими коалициями.
Между тем вице-президент США Джозеф Байден, посетивший Бейрут за две недели до выборов, предупредил, что Вашингтон «пересмотрит условия оказания финансовой помощи Ливану» в случае, если программа будущего кабинета не устроит американскую администрацию. Намек был в первую очередь на победу «Хезболлах», которая занесена в американский список террористических организаций. В этом же русле уже в самый канун выборов выступил и помощник госсекретаря США Джеффри Фельтман, бывший в свое время послом в Ливане, завив, что было бы наивно думать, что результаты ливанских выборов не повлияют на отношение Вашингтона и Бейрута.
Безусловно, эти высказывания, так же как в целом позиция США, сыграли свою роль. Перспектива оказаться в роли сектора Газа, попавшего в международную блокаду после победы на парламентских выборах палестинского движения ХАМАС, не прельщала многих ливанцев. Для страны, живущей за счет туризма, посреднических финансовых сделок – это было бы катастрофой. И без того политическая нестабильность в последние годы, война с Израилем, нанесли серьезный ущерб экономике Ливана. Международная блокада вместо обещанной донорской помощи - совсем не то, что хотели бы получить ливанцы.
Хотя утверждать, что их выбор продиктован извне, было бы ошибкой. Ливан – одна из самых политизированных стран региона. Трудно найти ливанца, который не знал бы, кому отдать свой голос, и никакие внешние силы не могут повлиять на его выбор.
Однако учитывая, что большинство ливанцев голосует по принципу конфессиональной, общинной принадлежности, борьба шла за голоса той части населения, которая разочарована политикой «14 марта», нестабильностью, но в тоже время и не доверяет «Хезболлах». «14 марта» было важно убедить эту часть населения просто прийти на выборы и проголосовать. И они пришли, о чем свидетельствуют данные о явке избирателей – этот показатель почти на 10% выше того, что был на выборах 2005 года. Ливанцы, пока не имеющие возможности проголосовать за рубежом, срочно возвращались домой, чтобы не пропустить выборы. В чью пользу они отдали свой голос – очевидно.
Однако несмотря на то, что победа «14 марта» не подлежит сомнению, результаты выборов все же заставляют учитывать голос оппозиции, представляющей почти половину избирателей (нехватка мест в парламенте здесь не имеет значения).
Стоит обратить внимание на слова депутата парламента от «Хезболлах» Хасана Фадлаллы. «Хезболлах» считает, говорит он, что Ливан будет основан на разнообразии и плюрализме, а не на принципах меньшинства и большинства. «Ни одна из сторон не может получить большинство во всех секторах», - сказал он в интервью Франс пресс.
И это не голос побежденной коалиции, а стороны, уверенной в своих позициях. Тем более что основаны эти слова на объективной реальности. В общем, было бы ошибкой не учитывать голос «Хезболлах» и ее союзников при принятии политических решений в Ливане. Это путь в никуда.
Победа блока «14 марта» облегчает жизнь многим: Западу, которому не придется отворачиваться от Ливана, и как бы это ни звучало странно - проигравшей коалиции. Которая отнюдь не отказывается от сотрудничества со своими политическими оппонентами (получись другой расклад сил в парламенте, «14 марта» ушло бы в жесткую оппозицию, уничтожив надежду на политическое примирение внутри страны). Но все же впадать в эйфорию не стоит. Ливан был и остался расколотым, и ливанская политическая ситуация по-прежнему требует осторожности.
В первую очередь со стороны тех, кто следит за ней извне. Именно на них лежит ответственность за то, чтобы ливанские политики продолжали диалог, а не строили баррикады. Итоги выборов облегчают путь к примирению и поиску компромисса, если только Запад во главе с США не заставит поверить победителей этих выборов в их неуязвимость и уникальность. Победители должны быть мудрыми.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции