Андрей Золотов (старший) - профессор, советник главного редактора РИА Новости, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской академии художеств.
Восьмого июня в Москве прощались с русским оперным режиссером Борисом Александровичем Покровским.
С этим именем связано исключительно много волнующих воспоминаний и размышлений - у тех, кто причастен к жизни оперного театра в России и мире, и тех, кто расположен к театральному искусству.
Покровскому Господь даровал долгую жизнь: 97 лет. Он многое повидал на своем веку, во многих "проектах века" лично участвовал. Он многое сделал - в Большом театре, театрах Европы, в частности Германии, в театре, который он создал - Камерном музыкальном театре, где и проходило прощание с Борисом Александровичем.
Среди поставленных им спектаклей - а их было немало- есть особо запомнившиеся, ставшие вехой на пути современного музыкального театра, спектакли-события в личной творческой жизни режиссера, дирижеров, что с ним работали, художников, актеров, которые с ним работали и многие из которых считают себя воспитанниками Бориса Покровского - именно как певцы-актеры.
Среди шедевров Покровского для меня лично – «Игрок» Сергея Прокофьева, который он создал вместе с дирижером Геннадием Рождественским и художником Валерием Левенталем; «Нос» Шостаковича в Камерном театре с тем же Рождественским за пультом, «Евгений Онегин» на сцене Большого театра - тот, что создавался вместе с Валерием Левенталем. Это было удивительно проникновенное прочтение музыки Чайковского в ее глубинно драматическом ощущении.
Запомнилось многое: «Отелло» Верди, «Война и Мир» Прокофьева, «Семен Котко» Прокофьева, «Катерина Измайлова» Шостаковича (с Рождественским), «Орлеанская дева» (художник Левенталь), «Млада», «Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена с Еленой Образцовой в роли Оберона - перечень будет значительным.
Но я спрашиваю себя сегодня: только ли спектаклями исчерпывается значение Бориса Покровского для современного музыкального театра? Нет.
Он был замечательным педагогом, автором книг об искусстве оперы, он был явлением современного музыкального театра.
Человек исключительной энергии, остроумный, горячий, убежденный в своей правоте, чрезвычайно опытный, преданный театру, любящий актеров. Многие выдающиеся певцы становились рядом с Покровским значительными фигурами в искусстве. Здесь и Архипова, и Пьявко, и Синявская, и Образцова, и Милашкина, и Атлантов, и, конечно же, Галина Вишневская, которую бесконечно любил Покровский. Непременно надо было бы рассказать и о работах Покровского с Мстиславом Ростроповичем как с дирижером (Ростропович высоко ценил Покровского и одаривал своим вниманием, своей дружбой, своей заботой).
Чтобы понять значение режиссуры Покровского и в еще большей степени понять это явление в художественной жизни России советского времени и постсоветского времени, следует помнить, что в его время в мире работали выдающиеся режиссеры, сделавшие оперу главной или одной из главных забот своей жизни. Одновременно с Покровским работал в Германии великий оперный режиссер Вальтер Фельзенштейн, которого Покровский высоко ценил. Одновременно с ним создавал свои оперные постановки великий итальянский режиссер Джорджио Стрелер.
Покровский явился театру не на пустом месте. Он глубоко сознавал, что в развитии оперного театра в России, в понимании того, что есть музыкальный театр, каковы его задачи, основополагающее значение имели Станиславский и Немирович-Данченко. Непосредственным предшественником Покровского был выдающийся оперный режиссер Леонид Баратов. Уже при жизни Покровского родилось новое поколение оперных режиссеров, считавших его своим учителем: Лев Михайлов, Эмиль Пасынков. Наконец, Покровский, оставивший несколько своих прочтений «Онегина» на сцене Большого театра, застал и последнюю экспериментальную постановку великой оперы, вызвавшую немало нелестных откликов.
Борис Покровский оказался тем крупным художником, который выполнил одновременно и некую революционизирующую роль в музыкальном театре, и одновременно привнес в него особенную устойчивость. Его работы содержали в себе стремление расшевелить оперную сцену, создать впечатление жизни, добиться того, чтобы оперные певцы стали актерами, и в этом своем актерском проявлении были бы убедительны как певцы. Он пытался создать в своих спектаклях образы живые, правдивые - для этого были нужны певцы-актеры, которые бы с равным успехом были выразительны и вокально, и драматически.
При этом Покровский всегда сознавал условия реального партнерства с публикой. Его спектакли были по-своему революционны, но они не были радикальны. Он не отпугивал публику своими новациями. Он помнил о традициях оперной сцены, и он всегда исходил из музыки: будет ли это Чайковский или Мусоргский, будет ли это Шостакович или Прокофьев, или композиторы позднейшего времени, а он ставил и сочинения Родиона Щедрина («Мертвые души», "Не только любовь"), и Альфреда Шнитке («Жизнь с идиотом»).
От Покровского все чего-то ждали, и он это понимал. Ждали культуры сценического пространства, ждали хорошей коллективной работы с художником и дирижером. Ждали актерского ансамбля, и получали это. Покровский понимал, что он может дать публике Большого театра, а для чего ему нужна аудитория совсем маленького Камерного, по замыслу - экспериментального театра.
Он отдал много лет жизни Большому театру, понимая его значение, принимая условности, связанные с особым отношением к театру, как к главному театру страны, и внутри этого понимания продвинул сценическую культуру Большого театра весьма и весьма в определенном театральном пространстве, связанном с общемировым театральным пространством.
Спектакли Покровского вписывались в мировую театральную ситуацию, при этом оставались русскими спектаклями, созданными для отечественной аудитории, которую он высоко ценил, никогда не "снижая" свои спектакли, хотя был большим реалистом в осознании конкретностей, в которых возникали спектакли.
Он очень хорошо понимал важность работы с художником, дирижером. В одной из телевизионных передач, в год своего 90-летия, Покровский с полемическим задором произнес: «Я сделал в театре свою карьеру, но это они мне сделали карьеру – они - дирижеры, художники, артисты».
Когда человеку Господь дарует долгую жизнь, он должен распорядиться ею всерьез и разумно. Я думаю, что Покровский очень серьезно отнесся к своей работе и очень разумно и с достоинством выполнил ту художественную миссию, которая на него была возложена. Оперное искусство еще более приблизилось к театру с большой буквы, Театр с большой буквы в свою очередь наполнился музыкой в ее содержательном звучании и значении.
Искусство и жизнь - не одно и то же. В искусстве может произойти то, что не может произойти в природе. В искусстве же подчас именно сочленение разных элементов, разных структур, дает новое качество.
Пытаясь определить суть искусства Бориса Покровского и его значение для русского театра, я думаю о том, что он являет пример сочленения разных сторон и качеств режиссерского профессионализма, человеческого темперамента, большой человеческой и художественной культуры, широты театральных и общехудожественных горизонтов, интереса ко всему, что вокруг, стремления увидать в артисте - артиста и в человеке искусства - его человеческий потенциал и возможности влиять на самый ход спектакля и публику.
И вдруг возникает нечто, что не определяется только понятием "талантливый спектакль" или "выдающийся режиссер". Возникает нечто, что уже приближается к представлению о Явлении, не требующем специальных эпитетов. Думаю, что Покровский из таких явлений в современной отечественной культуре, в современном художественном процессе.
Однажды, в январе 1988 года, мне случилось первым по телефону сообщить великому русскому композитору Георгию Васильевичу Свиридову о кончине великого русского дирижера – Евгения Мравинского. Свиридов долго молчал в трубку, потом произнес: «Смерть снимает верстовые столбы».
Я вспомнил эти слова сейчас. Смерть, действительно, снимает верстовые столбы. Борис Покровский – верстовой столб на пути музыкального театра в России.
Но верстовые столбы успели означить путь, и идти по этому пути или не идти – вопрос совести и масштаба талантов нынешних режиссеров, дирижеров, нынешних артистов, нынешних художников,словом, нынешнего музыкального театра в России и мире.