С.-ПЕТЕРБУРГ, 6 июн - РИА Новости. Экономический форум в Санкт-Петербурге в очередной раз продемонстрировал отсутствие единства подходов и оценок среди денежных властей: предположение первого зампреда Центробанка Алексея Улюкаева о досрочном переходе к плавающему курсу было без энтузиазма встречено его коллегами, а пессимистичные ожидания вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина "второй волны" банковского кризиса, большого дефицита и высокой инфляции не разделили представители Кремля и Белого дома.
Противоречивые сигналы со стороны властей нередко дезориентируют бизнес и население, однако сами чиновники не склонны драматизировать эти разногласия. Как сообщил РИА Новости один из чиновников, работа правительства во время кризиса напоминает работу совета директоров крупной корпорации, и разные точки зрения позволяют принимать более эффективные решения.
Поплывет или нет поплывет
Одной из самых громких новостей третьего "финансового" дня форума стало заявление Улюкаева в интервью РИА Новости о том, что переход к свободному плаванию рубля и инфляционному таргетированию может произойти на один год раньше запланированного срока - уже в 2010 году. Это объясняется тем, что Центробанк в последний год ускорил либерализацию валютной политики.
"У нас система сейчас гораздо более либеральная, чем была год назад. У нас чрезвычайно широкий коридор (бивалютной корзины) - 26-41 рубля. Внутри него мы немного сглаживаем это плавание - не потому, что мы считаем, что уровень курса плох или хорош, а исключительно для снижения волатильности", - сказал Улюкаев.
По его словам, официальных решений пока не принято, и ориентиром к переходу к таргетированию инфляции является 2011 год.
Инфляционное таргетирование называется многими экономистами как практически единственный способ добиться радикального снижения инфляции в России, которая даже в лучшие годы не опускалась ниже 10% по сравнению с 2%, которые приняты в качестве целевого ориентира инфляции в еврозоне и США. Снижение инфляции является ключевым для снижения стоимости кредитов и привлечения инвестиций, как внешних, так и внутренних.
Однако аккуратное предположение высокопоставленного банкира вызвало у его коллег из правительства более чем сдержанную реакцию. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий макроэкономическую политику, сказал на пресс-конференции в субботу, что никаких решений ЦБ в отношении вектора денежной политики на 2010 год пока не принято, а основной целью ЦБ является именно удержание стабильности рубля.
При этом именно сдерживание укрепления рубля на фоне роста валютной выручки и притока капитала вынуждало Центробанк с начала 2000-х годов покупать излишки валюты в свои резервы и тем самым эмитировать рубли, которые и создавали инфляционное давление. Необходимо отметить, что ЦБ трактует стабильность рубля как ценовую устойчивость, а население - как стабильность курса.
Глава Минфина Кудрин, комментируя заявление Улюкаева, сказал, что вопрос о переходе к свободному плаванию курса рубля требует проработки.
"В целом свободный курс рубля возможен. Но время его введения требует очень тщательного взвешивания", - сказал министр журналистам.
Он не стал отвечать на вопрос, насколько реальна перспектива принятия этого решения уже с 2010 года, сославшись на то, что это прерогатива ЦБ, а не правительства. Но доверие к рублю как к стабильной валюте, по его мнению, восстановится в течение трех-пяти лет.
Однако предприниматели поддерживают в этом споре Центробанк. Гендиректор "Ренессанс капитал" в России Рубен Аганбегян сказал, что страна готова к инфляционному таргетированию.
"Это давно назревшая вещь. Мы живем в тисках между курсом и инфляцией. Таким образом мы уберем один из факторов, и у нас останется таргетирование инфляции", - сказал он РИА Новости.
Президент ММВБ Константин Корищенко также положительно оценивает планы Центробанка.
"Основная проблема, которая возникла в середине этого десятилетия, была связана с притоком "горячих" денег в Россию. Это в свою очередь было основано на высоких ценах на нефть, но и на предсказуемом курсе рубля. Плавающий курс рубля является естественным стабилизатором этого процесса", - сказал Корищенко РИА Новости.
Вместе с тем Кудрин, который долгие годы безуспешно боролся с наращиванием бюдженых расходов, сказал на форуме, что после того как стабильность рубля будет восстановлена, для ее поддержания необходимо будет проводить жесткую денежно-кредитную политику. "Сам по себе плавающий курс сохранить стабильность рубля не может, это отражение стабильности фундаментальных экономических показателей", - продолжил Кудрин.
Как сказала РИА Новости главный экономист Сбербанка Ксения Юдаева, курс в России уже достаточно плавающий: "То 30% в одну сторону, потом почти 10% в другую".
По ее словам, для реализации идеи перехода к свободному курсу рубля нужны инструменты, прежде всего, управления ликвидностью. "Если выбрать правильный инструмент, то переход возможен, как показывает практика других стран", - полагает она.
Бюджетный пессимизм Кудрина
Кудрин, который в момент высоких цен на нефть сначала добился создания, а потом сохранения фондов, в которых аккумулировались сверхдоходы от цен на нефть, выступает сторонником жесткой бюджетной политики. Между тем правительство приняло весной консолидированное решение не сокращать радикально бюджет, чтобы не допустить социальной нестабильности, и вместо этого начать тратить средства резервных фондов.
Весной и 8-процентный дефицит казался Кудрину слишком высоким, однако в начале лета на форуме в Санкт-Петербурге в беседе с журналистами он предположил, что с учетом фонда национального благосостояния (ФНБ) он может достигнуть и 10% ВВП.
"Дефицит бюджета в 2009 году может составить от 7,4% до 9% ВВП без учета средств ФНБ, а с их учетом - до 10% ВВП", - сказал Кудрин журналистам.
Однако помощник президента РФ Аркадий Дворкович в беседе с РИА Новости назвал этот прогноз слишком пессимистичным: "Маловероятно. Это (прогноз дефицита бюджета в 10%) основано на слишком пессимистичном прогнозе".
Власти спорят о "второй волне"
Беспокойство у Кудрина вызывает не только состояние бюджета, тем более что споры в правительстве о бюджетной политике на следующий год продолжаются, но и состояние банковского сектора. Министр продолжает ждать вторую волну банковского кризиса, и предвестником проблем в секторе, по его словам, является невозврат кредитов, который по итогам года превысит 10%. Но, продолжил глава Минфина, государство будет докапитализировать банки через госбумаги, а также посредством предоставления субординированных кредитов.
Но Улюкаев сказал, что банковский сектор не нуждается в докапитализации. Дворкович в интервью агентству Рейтер сказал, что просрочка, которая сейчас составляет около 4%, будет расти, однако темпы этого роста замедлятся и ситуацию в итоге удастся стабилизировать.
Шувалов, комментируя в субботу на брифинге споры о "второй волне", сказал, что правительство мониторит ситуацию в банковском секторе, при необходимости может выделить дополнительные средства, однако пока ситуацию не драматизирует.
"Есть банки, где просроченная задолженность 2-3-4%, есть банки, где это уже 20%. Ситуация везде разная, спасать всех нет никакого смысла", - пояснил первый вице-премьер.
Тем временем российские банкиры настроены более пессимистично.
"О том, что просрочка (в целом по банковской системе) может быть ниже 10% - я таких прогнозов даже не слышал. 10% - это не самый плохой вариант", - сказал РИА Новости президент Транскредитбанка Сергей Пушкин. По его словам, у РСБУ более мягкие варианты оценки, по МСФО более жесткие.
Представители ЦБ говорили о том, что введут новую форму отчетности банков, по которой они должны будут выводить тело ссуды на просрочку в первый же день задержки платежа. "После этого ЦБ увидит новую, очень черную и необъективную картинку", - считает Пушкин. По его словам, большинство заемщиков находят возможность в течение месяца погасить платеж.
Многие иностранные банкиры, в отличие от российских коллег, настроены более оптимистично. Как говорит член совета директоров Deutsche Bank Юрген Фитчен, после общения на форуме он понял, что в России есть основное - человеческий капитал.
"Я уезжаю из России с удовлетворением и спокойным сердцем, так как понимаю, что здесь есть потенциал для развития. Соединение денежного капитала и человеческого дает мощный синергетический эффект. Когда он даст свои плоды - сказать трудно, но даст точно", - сказал он.