Кризисный спектакль по Брехту поставили на сцене МХТ им. Чехова. В антимюзикле "Трехгрошовая опера" сцена театра лишилась занавеса и декораций, а Константин Хабенский запел.
По театральным меркам эта постановка – долгострой: полтора года подготовки (урегулирование вопроса авторских прав), новый перевод, разучивание артистами музыкальных партий.
"Это кризисный спектакль - ничего нет. Пустая сцена, нет никаких декораций, есть только артист, микрофоны, оркестр и пустая сцена",- рассказал режиссер пьесы Кирилл Серебренников.
Одно из самых скандальных произведений великого Брехта – история "лондонского дна", здесь воры и проститутки предстают "во всей красе", подлость соседствует с любовью, предательство - с дружбой.
Одна из сложностей постановки заключалась в урегулировании вопроса авторских прав. Наследники Брехта запретили переиначивать произведения своего великого предка. Поэтому радикально обновленного прочтения от Серебренникова ждать не стоит. Впрочем, сам немецкий гений писал так, что ничего обновлять и не понадобилось. Параллели с современностью прозрачны и недвусмысленны.
Чего стоит только одна фраза из монолога главного героя перед казнью: " Что такое налет на банк по сравнению с основанием банка? Что такое убийство человека по сравнению с использованием его в своих интересах?"
С особым трепетом режиссер подошел к песням ("зонгам" на немецкий лад). Их нужно было исполнить особым образом, чтобы не поранить зрительское ухо и чтобы они не заглушили роли героев пьесы. Почти год артисты брали уроки вокала. В итоге золотая середина была достигнута: получился своеобразный жанр – антимюзикл, в котором музыкальная обертка из песен и самого театрального действа - не более, чем повод, чтобы поразмышлять над вопросами бытия и найти свой ответ на вопрос "что такое человек?"